Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » Что делать, если младший школьник отказывается учиться?


Что делать, если младший школьник отказывается учиться?

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Столкнулась с проблемой, которую никак не могу решить. Может быть поможет чей-нибудь совет.
В двух словах ситуация такая: у ребенка (3 класс) полное отвращение к учебе, точнее сказать, к выполнению домашних заданий. Учится во вторую смену, оставлять выполнение домашних заданий на утро бесполезно: один он ничего не сделает, даже не попытается (уже экспериментировали). Вечером стараюсь посадить за уроки часов в 19. И начинается!... Если не сижу над душой, ни слова не напишет. А потом еще с криком начинает претензии предъявлять: «Я отвлекаюсь! У меня силы воли нет!..Почему ты не сидишь со мной!..»  Сяду рядом, начинается другое: то у него зачешутся все места одновременно, то потеряет ручку, не выходя из-за письменного стола, или карандаш, то вдруг решит, что вообще не с русского языка он начнет, а с математики, или выдаст, что именно эту тему он забыл, причем полностью и бесповоротно, и поэтому именно это домашнее задание он не сделает  никогда. Естественно, что во время всей этой «дискуссии» он заводит себя, заводит меня, время идет, а работа не делается. В итоге, то, что реально сделать за полчаса-час, затягивается часа на два-три, а то и больше. В итоге замкнутый круг: ложится поздно, утром рано встает (отвозим на тренировку), потом школа, потом вечер и снова домашняя работа, а он уставший, и опять протест и все по-новому.
Не знаю, как выбраться из этого порочного круга. Ловлю себя на том, что вечером не хочется идти домой. Я уже заранее боюсь его уроков. А так как любой ребенок тонко чувствует свою маму, он выдает мне снова то, чего я от него подсознательно «жду».

2

Mulia написал(а):

замкнутый круг: ложится поздно, утром рано встает (отвозим на тренировку), потом школа, потом вечер и снова домашняя работа, а он уставший, и опять протест и все по-новому.

Он любит свои тренировки? С удовольствием посещает?
Или ему всё равно?

3

Mulia написал(а):

В двух словах ситуация такая: у ребенка (3 класс) полное отвращение к учебе, точнее сказать, к выполнению домашних заданий.

давно началось?

4

Бедный мальчишка! Пожалейте его! Сейчас весна началась, авитаминоз, и взрослые- то ходят вареные, и ребенку тоже трудно... Никакие уроки в третьем классе точно не стоят того, чтобы вам не хотелось идти домой, а ребенок подвывал над уроками и хронически невысыпался. Помогайте ему с уроками. У меня тоже дети во вторую смену учатся, дочка с утра каждый день ходит в художку, но успевает делать уроки вечером. Сын делает часть уроков вечером, а часть оставляет на утро! Ему очень, нет даже ОЧЕНЬ много уроков задают. И я не считаю зазорным помочь ему, чем могу. Почти каждый день им задают рисовать картинки, если ему реально не хватает на это времени, рисую я или сестра. Могу презентацию ему сделать, подсказать с русским, математикой... Ему если не ставить временных рамок, он тоже будет уроки делать бесконечно.... Но у нас есть стимул - сделал уроки - играешь в компьютер. Пытайтесь ограничивать во времени и стимулировать своего мальчишку: сделал математику за 15-25-30 минут (смотря сколько задано) - получаешь чай с блинами  :) написал русский за 15-20 минут - можешь поиграть 15 минут в компьютер или посмотреть телек.... и тому подобное... Но чур не отвлекаться! Объясняйте ему, если чего не понимает в домашке, подсказывайте, ну пусть ребенок поверит в себя, что уроки сделать вечером реально... или если у него нет комплекса, что "уроки надо сделать любой ценой" (у моего сына такой есть), разрешайте ему иногда что-то не сделать и лечь спать. Если ребенок совсем замучен, разрешите денек школу или тренировку пропустить, лишь бы ребенка не загонять. В общем, не для того школа придумана, чтобы мучить детей и родителей и портить их отношения! :yep:

5

Mulia написал(а):

Может быть поможет чей-нибудь совет.

Mulia, если Вы написали на форум "Консультации семейного психолога", то, прежде всего, диалог будем вести мы с Вами)) (я - семейный психолог)
Теперь по поводу Ваших трудностей.
Вы описали, как выглядит поведение ребенка сейчас. Однако, как мне кажется, очень важно понять, каковы причины такого поведения:
- ребенок трудно усваивает программу (тогда почему - недостаточно развиты познавательные процессы - внимание, память. мышление и пр., трудная для него программа, утомляемость или что-то еще)
- ребенок таким поведением решает какие-то другие свои "задачи" (общение с мамой - ведь только уроки она соглашается с ним делать, в других случаях, она ссылается на занятость (это как пример), возможность не быть загруженным другими делами или что-то еще)
Только выявив правильно причину. можно действовать правильно, уменяшая негативные проявления, а не усиливая (или закрепляя) их в поведении.
Если можете, подумайте, понаблюдайте за ребенком, поговорите с ним - попробуйте сами определить эту причину. Если не получится самостоятельно, можете меня поспрашивать. А можно обратиться к психологу, который посмотрит Вашего сыночка и выявит эту причину.

6

Белянка написал(а):

Он любит свои тренировки? С удовольствием посещает?
Или ему всё равно?

Он был бы больше рад просто остаться дома и смотреть телевизор или просто ничего не делать.
На секцию мы его отдали во 2 классе.
Когда он пошел в 1 класс, я уволилась с работы и полностью себя посвятила моему первокласснику. Потом пришлось снова выйти на работу. А второй класс - вторая смена. Бабушек, дедушек нет, ребенок до школы дома один. Любимое занятие - лежать на диване у телевизора. Отключаешь телевидение - пытался проводить какие-то опыты (например, горит ли тот или иной материал!))) Приняли решение отправлять его утром в какую-либо секцию. Папа настоял на "дзюдо" (тренер очень понравился, да и потом мальчик все-таки растет, а не диванная подушка). Первое время ребенок пребывал в эйфории: дзюдоистом стал! Но ведь пришлось работать: тренировки - это не лежание на диване, это требует определенных усилий от организма, и опять же режим дня. Поэтому периодически бунтует.
Я запретила ему бросать занятия "дзюдо", пока он не найдет другую альтернативную секцию, кружок. Готова поддержать его в любом выборе, лишь бы не лежал на диване.

7

Тышка написал(а):

давно началось?

С первого класса.
Сначала я успокаивала себя тем, что он просто не дозрел до школы. Он придумывал любой способ, чтобы отвлечься от учебы на уроках: то глазки учителю построит, то уронит ластик на пол, а потом минут 15 его поднимает, параллельно делая себе чернилами татуировки на руках...(это все сидя на первой парте!) Но в первом классе я сидела дома, забирала его со школы в 12 часов и до вечера мы успевали без особой нагрузки сделать уроки. У нас было правило: сделал первый урок - "переменка", ребенок отдыхает, второй - снова "переменка" и т.д. Но уже тогда это требовало от меня усилий, его внимание постоянно куда-то "убегало", искал любой предлог, чтобы отвлечься.
А со второго класса все усугубилось. Время на выполнение домашней работы более ограничено, плюс он более уставший (2 смена)

8

Толстый Лори написал(а):

И я не считаю зазорным помочь ему, чем могу.

Я помогаю! Весь мой уклад сейчас подстроен под уроки младшего сына. А ведь у меня есть еще сын. Когда младший пошел в 1 класс, он был только во втором! На прошлой неделе старшенький объявил: "Что ты все время с ним да с ним! Смотри у меня тоже тройка! Со мной тоже нужно сидеть, я тоже отвлекаюсь!"  Мой старший сын выполняет домашнюю работу самостоятельно со 2 класса, я только проверяю и, если помощь нужна, объясняю, что не понятно. Он всегда учился хорошо, а сейчас начались проблемы, видимо способ привлечь мое внимание.

Толстый Лори написал(а):

Пытайтесь ограничивать во времени и стимулировать своего мальчишку:

Пыталась...У нас даже песочные часы для наглядности стоят на парте. Прошу 15 минут не отвлекайся ни на что, просто делай уроки, я рядом посижу. Ну может быть пару раз срабатывало, не больше.
Пыталась на схеме ему рисовать:" Вот время с 19 до 21, это два часа, 8 раз по 15 минут. Давай за 45 минут (это всего 3 раза по 15 минут) сделаем уроки. Остальное время, 1 час 15 минут (5 раз по 15 минут) ты будешь отдыхать, хочешь играй в компьютер, хочешь слушай аудиокнигу, делай что хочешь."
Вроде бы понимает, а как до дела доходит: опять начинает все чесаться у него, все куда-то теряться, то я ему мешаю, то наоборот... Понимаю умом, что это своеобразная защита от переутомления, а как помочь?
Самое обидное, что время теряет попусту, на споры, а не на уроки. Легко отказывается от возможных поощрений за своевременно выполненные уроки. ("не очень то и хотелось").

Отредактировано Mulia (2012-03-02 10:34:11)

9

Румия, спасибо, что вы ответили.
Мы уже обращались и к психологу и даже к нейропсихологу. На каком-то этапе помогло. Но порой захлестывает такое отчаяние, просто необходимо выговориться и услышать профессиональный или просто житейский совет.

Ситуация-то не первый день, конечно, пытаюсь анализировать и многое для себя теоретически поняла уже. А вот когда практики дело касается...
Конечно, у  ребенка есть проблемы с обучением. Во-первых он кинестетик. С детства большую часть информации воспринимает через осязание. Даже одежду выбирает только ту, до которой приятно дотрагиваться. Перчатки даже зимой отказывается одевать, пальцы должны быть открыты, чтобы «видеть» мир. В меньшей степени он аудиал. Визуальное же восприятия, на мой взгляд совсем слабое. А ведь наша школьная система больше рассчитана на детей-визуалов и аудиалов.
Плюс скрытый левшизм. Мы его никогда не переучивали, но долго ребенок искренне не понимал, где у него право, где лево. Помню в 1 классе, на просьбу поднять правую руку, щупал, где у него сердце (там соответственно левая сторона). Это соответственно привело к проблемам с письмом и чтением. По чтению он придумал «способ»: после первого прочтения запоминал текст буквально наизусть, а потом только делал вид, что читает. А вот с русским так не выкрутишься: и зеркальность была, и пропуски букв…
Понятно, что в 1-2 классе оценки были не очень высокие, если не сказать более. Соответственно это сказалось на отношение к нему одноклассников.
Сейчас в 3 классе за триместры у него нет ни одной тройки, но ни самооценки это не прибавило, ни желания учится.

Я никогда не пыталась переделать своего ребенка, старалась всегда объяснить, что он немного отличается от других, что сейчас ему сложнее, но нужно немножко постараться и все получится. Я сама в детстве испытывала те же проблемы, также кинестетик и скрытая левша. Помню в 4 (!) классе на уроке физкультуры с силой зажимала правый кулак, чтобы правильно выполнять команды «направо-налево». Наряды себе до сих пор на ощупь выбираю, а только потом смотрю. И с русским в начальной школе действительно проблемы были. Но у меня желание было их решить, а не прятать голову в песок и при первых сложностях сдаваться. Зато в средней школе учителя спорили по какому предмету меня на олимпиаду посылать: и математику с физикой как орешки щелкала, и и литературу с русским языком.

Понятно, что все мы разные. Очень хочется не сломать собственного ребенка, но у меня растет мальчик! Он должен уметь бороться и прежде всего с собой.

10

Румия написал(а):

ребенок таким поведением решает какие-то другие свои "задачи"

Румия, возможно в этом есть доля истины.
У меня мальчишки погодки. Со старшим пришлось пройти «и огонь, и воду, и медные трубы». В одной из тем я писала об этом, не буду повторяться. Ребенок перенес много операций, в том числе и перед школой.
Когда старший сын пошел в 1 класс, на семейном совете приняли решение, что я должна уйти с работы. Сынуля много болел, занимались дома. Понятно, что все мое внимание в большей степени отдавалось ему. А  у младшего тоже был в тот момент сложный период: мы вынуждены были поменять садик (подготовительная группа), и как-то он не очень влился в детский коллектив, стал тоже часто болеть. Иногда мне казалось, что болезни больше психологического характера, из-за нежелания ходить в садик.
Ну а  когда младший сын пошел в школу, все поменялось кардинальным образом. Теперь все свободное время семьи вертится вокруг его уроков, причем не только в будние дни, но и в выходные (мы в выходные стараемся делать уроки по всем предметам на неделю, чтобы в рабочее время оставалось сделать минимум, но с каким боем нам этот минимум дается..)
Я пыталась объяснить неоднократно, давай сделаем уроки побыстрее, я помогу тебе, только не отвлекайся ни на что, не отнимай свободное время ни у меня, ни у себя. Лучше потом вечером вместе поиграем во что-нибудь, в Ледовый дворец сходим, или я просто вам сказки почитаю, как раньше. Увы.
Как результат начинаю срываться на ребенка, потом корю себя за это. И снова как по замкнутому кругу.

11

Mulia, спасибо за подробные и вдумчивые пояснения.
Мне не очень понятна фраза "Ходили к психологу. помогало ненадолго". Почему ненадолго? Вы переставали выполнять полученные рекомендации. которые сдвигали процесс с "мертвой точки"? Или возникали новые проблемы?
В любом случае, если есть желание действительно разобраться и помочь ребенку, изменить ситуацию - Вам надо к психологу (можно ко мне, если доверяете), при чем хорошему, профессиональному (т.е. проблема не решается на раз-два и стандартные советы-приемы не пройдут, мне кажется, надо искать причину, а ее, обычно несколько (получилось не совсем грамтно, но Вы, надеюсь, меня поняли).
Житейсие советы Вам не помогут - житейские моветы Вы уже перепробовали, нисего не получилось - проблема тянется третий год и дальше само собой лучше не станет. Житейский совет исходит из собственного опыта, а ведь, как Вы справедливо заиметили, все дети разные, значит и методы на них действуют разные.

12

Я очень благодарна психологу, которого мы посещали, и как человеку, и как специалисту. На тот момент она нам здорово помогла, говорю нам, потому что сама находилась на грани нервного срыва. По её же совету потом посещали нейропсихолога (на Коммунальной).

Психолог советовала нам поменять школу (скорее программу), я все летние каникулы после 2 класса металась между школами, но так и не смогла принять это решение. Просто уже был опыт перехода в другой д/сад за год до школы, когда ребенок не смог адаптироваться к новому детскому коллективу. Да и многое другое.
Нейропсихолог, с которым мы работали, как-то сказал:"Такие детки очень талантливые, могут добиться успеха в разных сферах. Если школьная система их не сломает (с помощью родителей), они как правило раскрываются самым неожиданным образом, становятся более перспективными и интересными чем их отличники-одноклассники. Главное не убить в них желание учится." А вот можно ли это желание реанимировать?

Наверное, действительно ситуация подошла к пределу, когда опять требуется помощь специалиста, поэтому воспользуюсь вашим советом.Если вы не против, я вам позвоню.

13

Mulia, надеюсь быть вам полезной  :yep:


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » Что делать, если младший школьник отказывается учиться?