Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » Трудности у первоклассников.


Трудности у первоклассников.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Вот случился этот счастливый момент – ваш ребенок пошел в школу, вся семья и особенно будущий первоклассник ждали этого с нетерпением, готовились, переживали. Сейчас первые тревоги и трудности улеглись, даже прошли первые каникулы. Но на самом деле это только начало пути.

Как часто, наблюдая за ребенком при выполнении уроков, вы замечаете, что ваш первоклассник не может спокойно сидеть на стуле? Бывает ли так, что он вскакивает, отвлекается, смотрит по сторонам и не может собраться? Замечали ли вы, что он иногда начинает грызть карандаш или ручку, когда старательно выводит буквы, высовывает язык или кусает губы, а иногда задерживает дыхание, а потом делает глубокий выдох?

Все эти проявления у вашего ребенка говорят об особенностях функционирования его нервной системы. Наше функционирование устроено так, что в головном  мозге есть отдел, который отвечает за фоновые компоненты психической деятельности, т.е. он регулирует ту нагрузку, которую может выдержать ваш ребенок, этот отдел реагирует на утомление и старается поддерживать нервную систему в оптимальном режиме работы. Но бывает так, что этот отдел в свое время недостаточно хорошо развился (он начинает развивать и функционировать у ребенка уже внутриутробно и продолжается этот процесс примерно до 1 года). И тогда те нагрузки, которые для одного ребенка вполне нормальны (ведь освоение учебной программы это работа для головного мозга), для ребенка с недостаточностью в  этом отделе усвоение учебной программы это довольно трудная и энергозатратная деятельность.  Этот отдел в головном мозге похож на блок питания у компьютера, и если он работает хорошо, то и компьютер может выполнять сложные операции, а если он иногда перегревается, перестает посылать ток в компьютер, то какими бы замечательными не были программы на вашем компьютере, они не смогут выполнять свою работу.

Что тогда можно делать? Как можно помочь ребенку? Поделитесь  вашим опытом, как вы стараетесь преодолеть эти трудности, и какие способы оказываются эффективными?
В процессе обсуждения я постараюсь рассказать вам о тех решениях, которые есть в рамках науки нейропсихологии детского возраста.

2

Наталья Ф написал(а):

В процессе обсуждения я постараюсь рассказать вам о тех решениях, которые есть в рамках науки нейропсихологии детского возраста.

Кем Вы работаете? :question:
Уже увидела))) 8-)

Отредактировано Белянка (2014-11-07 20:42:50)

3

Добрый вечер, Белянка.
Я работаю психологом, в основном работаю с детьми от 4х лет. В работе с детьми использую методы нейропсихологической диагностики и психомоторной коррекции.
(Нейропсихология - это наука, которая занимается изучением мозговой организации психических процессов.)
Также работаю со взрослыми, в работе со взрослыми часто использую методы телесноориентированной психотерапии (по которой, конечно, проходила обучение).
Вот, если кратко. Могу ответить подробнее, если будут вопросы. ))

4

Наталья Ф написал(а):

Вот случился этот счастливый момент – ваш ребенок пошел в школу

Очень актуальный для нас вопрос! Обдумаю и напишу о наших трудностях

5

И для нас тоже. Фактически все вышеописанное - это про нас. И отвлекается часто, и колпачок ручки сгрызен, напрягается и поджимает губенки, когда выводит буквы. К сожалению, пока что никакими методами от этого состояния мы не избавляемся в силу отсутствия знаний об этом состоянии. Лишь, когда ребенок занимается под моим контролем, стараюсь напоминать ей, чтобы не напрягалась, чаще поглаживаю по спине и голове. Плюс делаем передышки между занятиями, чтобы каждый раз снова сконцентрироваться с новыми силами перед заданием. Возможно что-то еще, что я не соотношу с действиями, связанными с устранением этого состояния - сразу в голову и не придет. Поэтому я с удовольствием послушаю мнение специалиста.
На учебу пока что это сильно не влияет, но изначально, зная об особенностях ребенка, просила учительницу обратить на это внимание. Учитель понаблюдала за дочкой и согласна, что некоторые особенности есть. Со второй четверти нас сажают на парту поближе к учителю, т.к. часть информации у нас на уроке просто в одно ухо влетает, в другое соответственно тут же вылетает. В остальном по учебе все хорошо. Задания выполняет старательно, фактически без моих подсказок. Проблема именно в рассеянности и напряжении.

6

Анюточка, один из способов помощи ребенку это тот, к которому вы пришли - делать перерывы в деятельности. Можно понаблюдать какое время ребенку удается сохранять рабочее состояние и давать ребенку работать это время, а потом делать перерыв. При этом хорошо если в перерыв у ребенка есть возможность подвигаться, например, поиграть в подвижную игру, тогда ребенок сможет сбросить телесное напряжение и получить разрядку. А кроме этого функционирование мозга устроено так, что через движение он пытается себя активировать и как бы разогреть. Но важно чтобы этот перерыв был ограничен во времени, иначе происходит обратный эффект - ребенок перевозбуждается. Сам ребенок момент начала перевозбуждения словить не сможет и уж "оттормозиться" у него мало вероятно что получиться, так как в этом возрасте процессы возбуждения еще преобладают над торможением.
Т.е. если подытожить: хорошо когда в занятиях есть перерывы, в эти перерывы ребенку будет полезно подвигаться (есть много подвижных игр, но которые направлены еще и на развитие внимания, их очень любят дети), но перерывы должны быть ограничены по времени (деятельность в перерыве не должна привести к перевозбуждению, т.к. тогда ребенка надо будет успокаивать). При таких условиях после перерывов ребенок будет продуктивнее работать.

7

Давайте я расскажу немного о подвижных играх, которые направлены на развитие внимания, и вы вероятней всего вспомните игры из своего детства.
Например, такая игра как "Запрещенные движения" - ведущий договаривается с участниками какое движение будет запрещенным, например, расставить руки в стороны, затем в процессе игры ведущий показывает разные движения, а все за ним повторяют, только если ведущий показывает запрещенное движение, играющие его не выполняют. В эту игру очень любят играть дети, особенно если они сами в роли водящего, и в этой роли внимание включается еще сильнее. Здесь работает зрительное внимание, так как информация поступает через зрение.
Теперь пример игры на слуховое внимание. Перед началом игры договариваются, что, например, когда дети услышат один хлопок - они садятся на корточки, когда два - стоят и поднимают руки вверх, когда три - стоят на одной ножке. Без хлопка дети спокойно ходят по комнате. Здесь хлопки - сигналы дети должны услышать, поэтому активно именно слуховое внимание. Количество сигналов можно постепенно увеличивать или использовать разные звуки.
Есть также игры на внимание, где включается например сразу и слуховое и зрительное внимание. Например игра "Нос-пол-потолок", водящие называет и показывает на нос, пол или потолок в любом порядке, иногда специально он называет нос, а показывает на потолок, а играющие должны показывать правильно и не сбиться.
Таких игр очень много, и я думаю, что некоторые вы можете даже придумать вместе с ребенком! Веселого вам настроения!

8

Хочу продолжить дальше говорить об этой теме.
Для детей с такими особенностями часто важно самое простое - это хорошо высыпаться, т.к. в этот момент организм отдыхает, а еще лучше когда есть дневной сон;
- замечательно когда есть режим, который более-менее одинаковый каждый день, тогда организм и нервная система ребенка привыкает действовать в рамках этого режима;
- когда мало эмоционально сильных событий, причем это, как ни странно, относиться и к эмоционально положительным событиям, ведь это тоже очень сильные эмоции, хоть и со знаком плюс, и ребенку нужно затрачивать определенные силы, ресурсы на переживание этих событий, а если этих ресурсов изначально не очень много, то их от куда-то надо взять - часто, к сожалению, из учебной деятельности.
Вы могли заметить, что после праздников дети становятся вялыми или наоборот перевозбужденными, их трудно организовать, успокоить, и это все также проявляется и в учебе.
А накопить ресурсы помогают занятия спортом, и здесь важно чтобы при занятиях обращали внимание ребенка больше не на спортивный результат, а на то как работает тело, как ему можно помогать, как поддерживать, как правильно дышать, т.е. обучать ребенка отслеживать свое состояние и помогать себе. Это навык, который пригодиться любому человеку.  8-)


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » Трудности у первоклассников.