Вот случился этот счастливый момент – ваш ребенок пошел в школу, вся семья и особенно будущий первоклассник ждали этого с нетерпением, готовились, переживали. Сейчас первые тревоги и трудности улеглись, даже прошли первые каникулы. Но на самом деле это только начало пути.
Как часто, наблюдая за ребенком при выполнении уроков, вы замечаете, что ваш первоклассник не может спокойно сидеть на стуле? Бывает ли так, что он вскакивает, отвлекается, смотрит по сторонам и не может собраться? Замечали ли вы, что он иногда начинает грызть карандаш или ручку, когда старательно выводит буквы, высовывает язык или кусает губы, а иногда задерживает дыхание, а потом делает глубокий выдох?
Все эти проявления у вашего ребенка говорят об особенностях функционирования его нервной системы. Наше функционирование устроено так, что в головном мозге есть отдел, который отвечает за фоновые компоненты психической деятельности, т.е. он регулирует ту нагрузку, которую может выдержать ваш ребенок, этот отдел реагирует на утомление и старается поддерживать нервную систему в оптимальном режиме работы. Но бывает так, что этот отдел в свое время недостаточно хорошо развился (он начинает развивать и функционировать у ребенка уже внутриутробно и продолжается этот процесс примерно до 1 года). И тогда те нагрузки, которые для одного ребенка вполне нормальны (ведь освоение учебной программы это работа для головного мозга), для ребенка с недостаточностью в этом отделе усвоение учебной программы это довольно трудная и энергозатратная деятельность. Этот отдел в головном мозге похож на блок питания у компьютера, и если он работает хорошо, то и компьютер может выполнять сложные операции, а если он иногда перегревается, перестает посылать ток в компьютер, то какими бы замечательными не были программы на вашем компьютере, они не смогут выполнять свою работу.
Что тогда можно делать? Как можно помочь ребенку? Поделитесь вашим опытом, как вы стараетесь преодолеть эти трудности, и какие способы оказываются эффективными?
В процессе обсуждения я постараюсь рассказать вам о тех решениях, которые есть в рамках науки нейропсихологии детского возраста.