Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Зависть.

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

Действующие лица - Маша и Вова.
Место действия - двор.
Играют Маша и Вова и вдруг у Вовы в руках оказывается пять палок, а у Маши одна.
Сначала Маша пытается палки у Вовы попросить. Потом отобрать. Вова кричит: "Это мое!" и держит палки мертвой хваткой.
У Маши начинается истерика, она бессильно кричит: "Я хочу пять палок как у Вовы". Я вижу ее лицо, ее глаза и понимаю - это не шутки, она реально злится, она кричит так, что не может глотнуть воздуха. Она никого не слышит и не видит.
Я увожу ее домой, она лежит на полу и орет. Долго и громко. Когда успокаивается, начинаем разговор.
Я ей объясняю, что в жизни так бывает, что у одного человека есть вещь, а у другого нет и это не повод для истерик.
Я ей: "Вот представь ситуацию, у Вовы есть самокат, а у тебя нет".  Маша: "Нет, я представлю, что у меня есть самокат, а у Вовы нет" И весь разговор в таком духе... Она не понимает, что я хочу ей сказать.
В итоге я сказала: "Маша, это зависть, а зависть - это нехорошо" А она спросила: "Почему?" И тут меня переклинило... Действительно, почему? Может завить - это нормально? Может это двигатель прогресса?
Короче, помогайте, плиз :-)))

2

Ирин@ написал(а):

В итоге я сказала: "Маша, это зависть, а зависть - это нехорошо" А она спросила: "Почему?" И тут меня переклинило... Действительно, почему? Может завить - это нормально? Может это двигатель прогресса?
Короче, помогайте, плиз

Мое ИМХО. Зависть - не плохо, зависть - естественно. Но. Выражать ее бурно в обществе не принято. Так же как не принято ходить без трусов. Вообще все свои яркие эмоции (негативные и позитивные) человек редко может выразить полно и от души находясь среди других людей. Почему? Потому что другим людям они могут как-то помешать, особенно негативные, явить собой неприятное зрелище и прочее.

В общем, это все касается не самой зависти, а правил поведения в обществе.

3

То есть я бы напирало не на то, что плохо завидовать, а на то, что плохо закатывать по этому поводу истерики  :yep: .

А чтобы не испытывать таких сильных негативных эмоций из-за зависти можно посоветовать Маше подумать о том, что у нее есть во много раз круче, чем у Вовы (вещи, качества и прочее). Почувствует, что у нее полно всего и получше, чем у него - успокоится.

Отредактировано pushta (2010-08-03 14:44:07)

4

Ирин@ написал(а):

В итоге я сказала: "Маша, это зависть, а зависть - это нехорошо" А она спросила: "Почему?" И тут меня переклинило... Действительно, почему?

потому что от того, что ты завидуешь - все равно ничего не появится, только настроение будет плохое и никто с такой злючкой играть не захочет.

Лучше не завидовать, а думать, что ты можешь сделать, чтоб у тебя тоже было. Например, можно попросить поиграть. Или вечером попросить папу помочь наломать палки. Иногда просто в трудных ситуациях я прямо ребенка агитирую подумать, что надо делать. что-то типа
- хочу пять палок
- ага. и что надо, чтоб были пять палок?
- отобрать у вовы!
- отбирать нехорошо, нельзя чужое без спросу. давай еще подумаем, откуда можно взять палки
- ...
авось чего придумает. или проще придет к мысли, что палки, это, конечно, здорово, но где ж их взять-то?

Отредактировано Irbis (2010-08-03 15:01:43)

5

Ну и собственно, pushta тоже правильно сказала - завидуешь себе и завидуй, но кричать и топать ногами - это уже лишнее.

6

Ой, как интересно!
Сама ой как терпеть не могу зависников, охочих до чужого счастья, добра, любви и т.д.,всячески стараюсь их избегать. А вот детская зависть для меня пока не объяснимая.  Постою, послушаю, намотаю на ус  :)

Отредактировано Lelay (2010-08-03 15:07:57)

7

Irbis написал(а):

Лучше не завидовать, а думать, что ты можешь сделать, чтоб у тебя тоже было.

А зачем? Ведь ёжику ясно, что не палки ей были нужны... Это зависть, это желание владеть.
Можно завладеть палками... А завтра у Вовы появится вертолет. Что она сможет сделать, чтобы у нее тоже появился вертолет? Ничего. А желание-то не пропадет... Значит нужно как-то научить контролировать желания.
А эмоции меня не напрягают, я понимаю, что контролировать эмоции в этом возрасте сложно, да и не нужно. Лучше их выплеснуть, пока она не умеет их трансформировать.

Отредактировано Ирин@ (2010-08-03 15:18:07)

8

Ирин@ написал(а):

Что она сможет сделать, чтобы у нее тоже появился вертолет? Ничего. А желание-то не пропадет... Значит нужно как-то научить контролировать желания.

Ир, попробуй все же навести ее на мысли о том, чем она обладает более хорошим нежели у Вовы. Она отвлечется от палок, когда подумает о том, что у нее есть покруче. И посоветуй каждый раз, когда захочет то, что есть у других, думать о том, что есть у нее еще и получше. Я про это писала выше..

9

Ирин@ написал(а):

А эмоции меня не напрягают, я понимаю, что контролировать эмоции в этом возрасте сложно, да и не нужно.

Вот тут не могу согласится.. Мы же даже 1,5годовалым твердим, что драться нехорошо (тоже выражение эмоций), в 3,5 можно уже начать говорить, что нехорошо истерить от зависти.. Тем более, что есть способ избавится от негативных эмоций подумав о том, что ты, например, красивее Вовы (Васи не суть), и у тебя есть более классный велик и роскошные куклы.

10

А откуда, как думаете, зависть вообще возникает?
Я, как обычно, проецирую ситуацию на себя. Меня не торкает Лексус соседа, новые туфли коллеги или успех подруги. Мои желания обладания имеют другой двигатель. Я сама взращиваю эти желания и прикладываю усилия для реализации.
А в случае с завистью, получается другой механизм: увидел - захотел. И получается, что это как бы и не твое желание на самом деле :-)))

11

pushta написал(а):

Вот тут не могу согласится..

Ирин, почитай темку про эмоции :-)
Драться и истерить - принципиально разные вещи. Драка - не эмоция, это физическое воздействие на другого человека, и это, действительно недопустимо.

12

Ирин@ написал(а):

Драка - не эмоция, это физическое воздействие на другого человека, и это, действительно недопустимо.

А истерика - психическая атака на других людей и еще большой вопрос, что больше травмирует...

13

Ирин@ написал(а):

А откуда, как думаете, зависть вообще возникает?
Я, как обычно, проецирую ситуацию на себя. Меня не торкает Лексус соседа, новые туфли коллеги или успех подруги.

Меня все это тоже не торкает... А вот маленький домик на Крите, на берегу моря... М-м-м  :love: . Взрослые желания более избирательны. Мы взрослеем, взрослеет наша психика :yep: .

14

pushta написал(а):

А вот маленький домик на Крите, на берегу моря... М-м-м

дык это ж просто желание, я так полагаю... Или у твоей подруги домик на Крите?

15

Ирин@ написал(а):

Или у твоей подруги домик на Крите?

Не, ни у одной подруги домика на Крите нет, но у кого-то же он есть  :crazy: . Вот им и приходится завидовать  :D  :flirt: .

16

Ирин@ написал(а):

дык это ж просто желание, я так полагаю... Или у твоей подруги домик на Крите?

ну так собственно, зависть взрослая - это твое желание, но реализовавшееся у соседа, а у тебя пока никак. Скажем, я живу в съемной коммуналке, желаю свою квартиру, но у меня ее пока нет и в ближайшее время не будет. И тут подруга зовет на новоселье - ей свалилась квартира, внезапное наследство от троюродной тети. Позавидую, конечно. Суть зависти-то в том что "я такую жа хочу (С), эх, почему у меня нет".

Просто завидовать можно по-разному - с негативом в сторону объекта зависти или без него.

Просто у взрослых желания бывают очень разной направленности, завел сосед дачу, а ты сельскую местность терпеть ненавидишь, чему завидовать-то? А с детьми все проще - у них почти у всех главные ценности игрушки (и все, что может за таковые сойти) и развлечения, оттуда такая "неизбирательность" детской зависти. Она вполне избирательная, но как в анекдоте:

- внученька, у женщины в жизни должна быть только одна любовь!
- а у тебя, бабушка, она была?
- Да. Моряки!

так и тут - игрушки-игрушки-игрушки. а больше ничего :)))

17

А мне кажется тут еще вот что нужно различать:  у взрослых есть "белая зависть", т.е. у подруги квартира, а меня нет, я тоже хочу, ей завидую, но по хорошему, рада за нее.  Я ТОЖЕ хочу, т.е. чтобы и у меня было, и у нее.  А не так как у детей, чтобы у меня было, а у других не было.  Т.е. про эти палки, ей было важно, чтобы палки были и у нее тоже, или именно чтобы у Вовы не было, а были у нее?  Ведь у детей очень часто такая картина, отбирают игрушку у соседского ребенка, как только отобрал, эта игрушка уже не нужна стала.  Им важно, чтобы у него не было, а не чтобы и у меня тоже было.  Даже если две одиннаковых книжки, надо отбирать ту, которая не у тебя.  Мне вообще кажется, что это не зависть даже... Задумалась, как назвать то это чувство)))

18

Как - как. желание быть круче всех это называется )) Про это даже сказка есть - цветик-семицветик. Помните? Ирин, не читала дочке?

19

А я завидую тем, кто никому никогда не завидует. :crazyfun:

20

Про зависть мы можем думать, что угодно, даже различать ее по цветам - белая, серая, черная...
Я - с научной точки зрения - для меня это способ разложить по полочкам, не смешивая все в одну кучу.
Так вот, зависть - это НЕГАТИВНОЕ переживание (именно поэтому "белая зависть" - это нечто иное, чем зависть), чувство негодования по поводу имеющегося у другого человека чего-либо, отсюда и желание - лишить его этого.
Мне кажется, чтобы не развивать в ребенке это чувство, не очень эффективно говорить, что-то вроде "а другим тебе тоже есть в чем позавидовать".
Я бы пошла с другой стороны. Зависть - это своеобразнео удивление, что у другого есть что-то, чего нет у меня. Значит до этого ребенок чаще сталкивался с обратной ситуацией? А по сему:
- создавать ситуации, когда можно порадоваться, что у кого-то что-то есть, даеж если у меня подобного нет (можно начать с собственной такой реакции, проговорить это, понаблюдать за реакцией ребенка; потом предложить ребенку порадоваться в незначимой для него ситуации - например, у кого-то длинные волосы - и тоже посмотреть на реакцию ребенка)
- создавать ситуации, когда давать приятно (угощать, дарить, родным, просто знакомым и т.д.)
Т.е. идея в том, что зависть, как и многие другие наши чувства социальны, т.е. не присущи ребенку изначально (ну ведь нет у собак зависти!), поэтому что приносит удовольствие, а что огорчает...
Возникли неотложные дела, допишу позже

21

Румия написал(а):

Т.е. идея в том, что зависть, как и многие другие наши чувства социальны, т.е. не присущи ребенку изначально (ну ведь нет у собак зависти!)

Ну да. То-то они не стремятся косточку друг у друга отобрать (собаки)  :D  :D .

Я как кошковладелица точно знаю, что у кошек зависть есть. Как-то подруга оставляла на несколько дней свою кошку. У них с моей кисой в разных комнатах был корм, вода, чтобы, так сказать, их разделить. Так что стала делать моя: начала есть и из своей и из чужой миски по чуть-чуть, а новую кису от всех мисок отгонять, шипеть-рычать на нее, в итоге загнала на шкаф и не выпускала оттуда, мы гостью в тихую кормили, защищать уже гостью начали. Так что зависть - чувство на базовых инстинктах стоящее :yep: .

22

А по-моему и у собак зависть есть(правда не у всех), в простейшем виде - уж как они друг у друга косточки отбирают!  :)Природная основа зависти - биологическая конкуренция. А у детей к зависти еще и ревность примешивается. Поэтому я считаю, что зависть это нормально, но важно уметь с ней справляться. Как это делать  Румия  написала.
А еще важно, я думаю, проговаривать с ребенком его чувства

23

Нет, девочки, не соглашусь с вами
Это называется антропоморфизм ))) - когда всему окружающему приписываются человеческие чувства и мотивы.
У кошки - это защита собственной территории, показывает, "кто в доме хозяин" и зависть тут не при чем.
У собак - или голод, или "борьба за власть" - это то, что, действительно, есть на уровне  инстинктов и у животных, и у детей (например, когда ребенок раскладывает (родители говорят "разбрасывает") свои игрушки по квартире - классическое "помечивание" территории))) )

Продолжаю свою мысль:

Румия написал(а):

поэтому что приносит удовольствие, а что огорчает...

определяет жизненный опыт ребенка, эмоциональные реакции окружающих его людей в тех или иных ситуациях. Поэтому и надо создавать такие ситуации, чтобы не культивировали зависть, а культивировали чувство радости за других людей. Но для этого окружающие должны именно так реагировать, а не просто говорить на словах.

24

yasya написал(а):

Ведь у детей очень часто такая картина, отбирают игрушку у соседского ребенка, как только отобрал, эта игрушка уже не нужна стала.  Им важно, чтобы у него не было, а не чтобы и у меня тоже было.  Даже если две одиннаковых книжки, надо отбирать ту, которая не у тебя.  Мне вообще кажется, что это не зависть даже...

А вот здесь ситуация, как мне кажется, вообще о другом.
здесь механизм таков: ребенок видит, как другой ребенок играет в "интересную" игрушку, ему тоже хочется, отбирает... а игрушка не "играет"!! Т.е. ребенок хочет такую игрушку, в которую так интересно играет другой ребенок, но сам в нее играть не умеет. Обычно это наблюдается именно у маленьких детей лет до 4-х.

25

Румия написал(а):

когда всему окружающему приписываются человеческие чувства и мотивы.
У кошки - это защита собственной территории, показывает, "кто в доме хозяин" и зависть тут не при чем.
У собак - или голод, или "борьба за власть" - это то, что, действительно, есть на уровне  инстинктов

А тут мне кажется как раз у человека ревность и зависть выросли из простых инстинктов - борьба за пищу, территорию, самку. Ведь когда лев хочет отбить территорию и весь прайд с самками у другого льва, он именно добивается того, чтобы у него все это было, а у прежнего обладателя этого больше не было.

То есть все человеческие чувства из природных инстинктов растут...

26

Румия, спасибо, Вы как всегда на высоте и четко разложили все по полочкам. Главную идею я поняла.
Еще вопрос, как правильно реагировать и вести себя с ребенком в сам момент гнева-злости-истерики из-за зависти. Так как, я думаю, что процесс научения получения удовлетворения от радости других людей займет не один год. :-)

27

pushta написал(а):

у человека ревность и зависть выросли из простых инстинктов -

может и так (все в нас от зверей ))) ), но все-таки стОит различать, так сказать, биологические эмоции (радость, страх, гнев и пр.) и социальные эмоции, которые сформированы уже в процессе общения людей друг с другом...
Я -то писала отом, что у животных сложных социальных эмоций нет.

28

Ирин@ написал(а):

как правильно реагировать и вести себя с ребенком в сам момент гнева-злости-истерики из-за зависти.

Так, как вы обычно ведете себя. когда она ведет себя "неправильно" или когда у нее истерика по другому поводу ))
Истерика (сами знаете) - игнорировать (в смысле не убеждать, не осуждать. не уговаривать - просто бесполезно), успокоить, поговорить (мне кажется вы так и говорили) о том, что так бывает в жизни, что у одних есть что-то одно, а у других - другое, что все иметь невозможно, что представляете, как обидно (кстати, "обидно" лучше, чем "завидно" - не так осуждаемо, легче переживаемо и пр.), когда у кого-то что-то есть, а у тебя нет. О! идея: (попробовать) перевесьт в некоторую игру: давай называть, что у тебя есть, а у мамы нет, и наоборот - у мамы есть, а у тебя нет; при этом нарочито эмоционально (по-игровому) изображать, как тебе обидно, что этого нет у тебя (у кого нет, тот и изображает).
Можно поговорить (уже вне ситуации), примерно, как предлагала Irbis - а что делать, если у кого-то что-то есть, а у тебя нет?