Оказывается это "движение"(Флайледи) уже "наступает" и на детей
почитайте:
Как адаптировать систему Флайледи для детей? (http://childs.7ya.com.ua)
Это не про то, как манипулировать детьми и заставлять их выполнять грязную работу за себя. Это – как можно показать детям, что если методично пропалывать травку, то планету не разорвет корнями баобабов.
Есть, конечно, уникальные дети, которые не могут видеть небрежность вокруг, зато видят свою роль в ликвидации этой небрежности. В системе Флайледи таких умничек называют born organized, рожденные организованными. Там, может, пара советов и потребуется, как тряпку выкрутить да можно ли ЭТО выбросить.
Но бывают и другие дети.
В воспитании самое трудное, на мой взгляд, это его непрерывность, во-первых, и изменчивость и непредсказуемость результата, во вторых. Приятно, конечно, сесть, расслабиться и помечтать, что разок объяснишь, и все будет по-твоему: портфель собран с вечера, папина коллекционная моделька из футляра не вынимается, засыпаем немедленно после отбоя. Или посмотришь укоризненно, и безобразие больше не повторится. Мечты… Смотришь-смотришь, объясняешь-объясняешь, воспитываешь-воспитываешь, а результат неизвестен, и непонятно, когда наступит. А когда наступает – неизвестно, произошло это благодаря воспитательным мерам или вопреки им.
Если усилия вкладываются, вкладываются, а результат не достигается, то, значит, или усилия не те, или не надо против природы идти. Просто к вашему ребенку какое-то ограничение неприменимо. Ну, вот тот же пресловутый портфель, собирать его с вечера или утром. И смысл – десять лет нервы портить? Уверена, что все свои требования и пожелания к детям надо оценивать очень критически. Но уж если что-то сочтено важным – настаивать и добиваться.
Меру, конечно, знать надо. И не перегружать себя и ребенка нравоучениями. Лучше вообще не считать это воспитательным процессом, а относиться, как к совместному проживанию, которое должно быть в радость всем живущим.
Вот флайледизм как раз, на мой взгляд, идеально подходит для развития потребности индивидуального вклада в общее дело. Ключевое слово здесь – система, но и в этой системе возможны отклонения от графика, потому что ненависть к уборке – гораздо более неприятная своими последствиями штука, чем неопрятное жилье. Перефразируя одну кинореплику, система Флайледи – не догма, а свод указаний.
Девиз Флайледи – «Сделай то, что успеешь, за 15 минут». Что можно успеть сделать за четверть часа в детской, в которой не видно, какого цвета пол, из-за покрывающих его ровным слоем игрушек, рисунков, клюшек, велосипедных камер? Во-первых, можно превратить свалку в художественный беспорядок. А во-вторых, начать приводить в порядок дом, в котором мы живем.
Приучать ребенка к наведению и поддержанию порядка будем постепенно, не вынуждая его хвататься за все сразу (и в результате заваливать уборку) и не добиваясь, чтобы ребенок по-настоящему устал.
Начать можно с базовых игр.
1. «27 предметов». Суть – пройти по комнате и собрать в непрозрачный предмет именно столько вещей на выброс. Главное, не увлечься рассматриванием мусора. Что собираем? Яблочные огрызки, фантики, использованные стержни авторучек… Количество предметов, подлежащих выбрасыванию, может быть и меньше, особенно, если играть часто.
2. «Тушение пожара» или, как мне нравится больше, «Обезвреживание диверсанта». Суть в том, что на горизонтальных поверхностях быстро скапливаются вещи, и если вовремя не отследить появление на тумбочке или комоде тюбика крема, кассеты, коробки из-под печенья, то очень скоро все будет завалено до потолка. Диверсант – тот самый первый тюбик... Иногда дети увлекаются настолько, что отлавливают диверсантов по всей квартире, особенно, если за это полагается бонус и если ребенок понимает, что мошенничество в виде подкладывания «диверсанта», а затем демонстративного его убирания, не приветствуется.
3. «Спасение комнаты». Во взрослом варианте – это экстренная уборка самого ужасного помещения в доме по принципу «с глаз долой». Того помещения, за которое наиболее стыдно. В детском варианте это может быть разбирание кучи за креслом, освобождение поверхности стола или уборка в шкафу.
Одним из принципов системы Флайледи является зональность. Сегодня убираем комнату, завтра кухню, послезавтра ванную… Точно так же можно отдать потомкам на откуп детскую, в которой тоже необходимо провести деление зон. «Прибери в комнате» звучит слишком абстрактно, даже без всяких Флайледийных штучек нужно, чтобы обе стороны одинаково понимали, о чем идет речь, то есть, что входит в понятие «Порядок» и как этого добиться.
Чем взрослый в процессе уборки отличается от ребенка? Взрослый более точно представляет, где должна лежать каждая вещь. Когда мы говорим: «Убери на место», мы часто не догадываемся, что ребенок не уверен, что правильно вас понял, и что вы не подразумеваете «Запихни вещи в шкаф как попало, лишь бы ничего не лежало на кресле и столе».
То есть, привлекая ребенка к системе Флайледи, мы должны совместно определить адрес каждой вещи.
Если вещей больше, чем мест для их хранения, неплохо определить, нельзя ли с чем-нибудь расстаться без ущерба для себя и даже с пользой для кого-то. Условно: сломанные машинки и мятые рисунки выбрасываем, исправные игрушки, которые ребенок перерос, дарим младшим друзьям и родственникам. Если жалко – можно сфотографировать на память.
Сломанным вещам вообще не место в детской: во-первых, это небезопасно, во-вторых, неэстетично. Ребенок должен научиться получать удовольствие от жизни среди красивых вещей. И, разумеется, не испытывать негативных эмоций при приведении места обитания в красивое и опрятное.
У взрослых есть правило «всегда чистой кухонной раковины» (или любого другого места, по выбору). Идея в том, что в доме всегда должен быть участок в идеальном состоянии. Порядок притягивает порядок.
В детской тоже необходимо выбрать такое место. Например, очень удобно, когда в идеальном порядке содержится письменный стол. Тетради убраны в ящик или на полку, карандаши – в стакан и так далее. За чистым столом и работать приятнее, руке и глазу простор нужен.
Ребенок не в состоянии удержать в голове все составляющие просьбы-указания «Убери в комнате». Да и глобальность задачи его пугает. Значит, что? Значит, разбиваем задачу на мелкие конкретные действия: убрать игрушки в ящик, поставить книги на полку, сложить стопочкой тетрадки, отнести в ванную грязные вещи и положить их в корзину для стирки. Вещам присвоены адреса, заранее приспособлены коробки, корзины и мешки с соответствующими надписями или рисунками.
Детская разбивается на, скажем, пять зон (пять – по числу дней наведения порядка, выходные оставим для отдыха и полноценного общения): шкаф для одежды, кровать, письменный стол, книжный шкаф, кресло и пол. Каждый день уделить четверть часа уборке сможет самый перегруженный ребенок. И вообще, полезно периодически менять деятельность. Помузицировали, сделали домашнее задание, посидели в чате, быстренько привели в порядок текущую зону, еще к урокам поготовились… Ах, да! И не забываем о следующем дне.
Система Флайледи очень уважает списки на день грядущий. Научите ребенка структурировать свое время и занятость, пусть он на настенном календаре или в ежедневнике отмечает все дела, которые ему предстоит выполнить. Все. Буквально все. Душ, школа, кружки-студии-тренировки, встречи с друзьями, школьные праздники с необходимостью выучить стихи, подготовка одежды (и аксессуаров – заколок, браслетов, банданн) и учебников…
А кроме этого – обязательно тот пункт работы по дому, который выпадает на завтра.
Начать с одного простенького пунктика и постепенно прийти к полномасштабной операции по содержанию своего пространства в порядке. Как там: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер»?