Близорукость с первого класса.
Именно это ожидает детей будущего. Такое впечатление возникает после ознакомления со статистикой. А она свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди школьников.
Мало того, сегодня существует миопия даже у дошкольников. Такой проблемы десять лет тому назад не существовало вообще. Действительно, в школе, особенно среди старшеклассников, можно было встретить юношей и девушек в очках. Но, чтобы в детском садике или в первом классе - такого почти не было! В настоящее же время - 3% детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель растет до 10%. В 7-8 классе он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью.
Почему так помолодела проблема? Как ее предотвратить?
Близорукость еще называют миопией.
Это название возникло от греческих слов "мио" - смотреть прищурясь и "опсис" - взгляд, зрение. Действительно, если ребенок или взрослый с таким дефектом зрения снимет очки, то при взгляде вдаль его глаза сразу сощурятся.
В офтальмологии миопию различают врожденную или наследственную и приобретенную или школьную.
В норме при взгляде вдаль направления осей зрения обоих глаз почти параллельны, хрусталик плоский. Поэтому напряжение мышц глаз минимально. Чем ближе рассматривается точка или предмет, тем больше затрачивается на это мышечных усилий. Потому что для того, чтобы видеть на очень близком расстоянии, оба глаза придется сводить в одну точку. А для "наведения резкости" на близком расстоянии цилиарная мышца глаза вынуждена видоизменить форму хрусталика с плоской на утолщенную. Эта способность хрусталика изменять свою толщину называется аккомодацией. Вот так осуществляется подготовка глаз к процессу, скажем, чтения. Хорошо, если такое напряжение длится не большой промежуток времени. Но, к сожалению, у сегодняшних школьников тенденция наблюдается противоположная. Программы перегружены, школы занимаются в несколько смен, с чем связано разное освещение во время занятий. Что уже и говорить об увлечении детей телевидением, компьютерными играми и т.п. При таких условиях детский мозг вынужден самостоятельно искать путь к снятию перегрузок. И он не находит ничего лучшего, чем превратить глаз в близорукий. Для этого сетчатка отодвигается назад, продлевая глазное яблоко. Такая вынужденная перестройка глаза в известной мере облегчает функционирование аппарата аккомодации во время работы на близком расстоянии, но глаз уже плохо видит то, что происходит вдали. Вот здесь и возникает проблема очков, с помощью которых удается изменять фокусное расстояние таким образом, что далекие предметы становятся четко видимыми. Но только ношением очков напряжение глазных мышц достаточно не снимается, и впоследствии глаз удлиняется еще больше, а окулист со временем назначает очки с более мощными линзами. И часто происходит так, что, одев очки в дошкольном возрасте, человек уже "не снимает" их всю жизнь.
Синдром низкого наклона головы
Длительное время существовало мнение, что низкий наклон головы во время письма - явление вторичное, которое свидетельствует об ухудшении зрения. Но физиологи объясняют это совсем по-другому. Вспомните, как мы с вами реагируем на внезапную проблему, пусть это будет какое-нибудь препятствие, опасность или необычная для вас работа. Достаточно часто в эти моменты интуитивно пытаемся напрячься, "сжаться", сгруппироваться. Для наших шести или семилеток первая встреча с букварем, ручкой, карандашом является такой же трудностью, опасностью, неизвестностью. Поэтому, когда малыш впервые пытается писать, рисовать или читать, он также будто сжимается, низко наклоняя голову. От этого усилия даже язык высовывается наружу, и ребенок "ползает носом" по тетради или книге. И в этих ситуациях замечания учителя или родителей "Сядь ровно!" будут оставаться со стороны новоиспеченного школьника абсолютно без реакции. Ведь заставить сразу большое количество мелких мышц - глаз, рук, головы - работать "в унисон" (так утверждают физиологи) очень трудно, особенно для шестилеток. Это связано с тем, что центральная нервная система у ребенка дошкольного и раннего школьного возраста является еще незрелой.
Хорошо, если малыш работает в таком режиме не больше часа, но зачастую это повторяется по несколько часов подряд, да еще и ежедневно. Конечно же, такая нагрузка дает о себе знать, и впоследствии происходит снижение остроты зрения с формированием близорукости или миопии. Кроме этого, известно, что ее развитию содействуют наличие близорукости у родителей, особенно обоих, патология беременности у матери (недоношенность), заболевания детей, связанные с отклонением в системе соединительной ткани, сколиоз, плоскостопие, кариес зубов, а также отставание в физическом развитии, частые и хронические заболевания (особенно тонзиллит), малоподвижный образ жизни, склонность к избыточному чтению; несоблюдение гигиены зрения....