Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » О чем могут рассказать детские "каракули"


О чем могут рассказать детские "каракули"

Сообщений 61 страница 90 из 101

61

МаПа, я уже писала, что необходимо видеть процесс рисования, да и знать контекст...
Тем не менее...
По ощущениям, певой была нарисована вторая фигура (дедушка), потом 4-я (папа), "кот" и "мама" были вписаны в оставшееся пространство (именно поэтому маленькое тело мамы и длинные ноги могут ничего не значит - только так она могла поместиться между дедом и папой, по этой же причине, возмжно, себя нарисовала на руках мамы - хотелось быть близкой к маме, а места больше не было)
Попробую предположить болешее: сначала был нарисован круг и папа (уж не знаю. в каком порядке).
В целом, рисунок, замкнутый к контур. может свидетельствовать о присутствии тревоги у ребенка, дискомфорта. Однако, ситуация могла развиваться и следующим образом: ребенок сначала нарисовал круг, а потом в него решил "вписать" семью - следует помнить, что в 4 года процесс рисования очень ситуативен, и тема сюжета может легко меняться (например, изначально синяя фигура - это мама, но вот получилась толстовата - пусть будет папа)
Если "обрамление" рисунка происходит постоянно - это может говорить о тревожности. а если только на этом рисунке - то случайность.
Можно подумать над вопросом. почему мама "впихнута" между папой и дедом (они конфликтуют?, дед - Ваш папа и Вы разрываететсь между ними?)... но повторюсь, это может ничего и не значить...
Наблюдайте по другим рисункам. Явно это рисование семьи - не последнее))

62

Спасибо, Румия, за комментарий.! В следующий раз отслежу последовательность рисования.

Румия написал(а):

почему мама "впихнута" между папой и дедом (они конфликтуют?, дед - Ваш папа и Вы разрываететсь между ними?)...

А вот это Ваше предположение попало в точку. Явного и открытого конфликта нет, но отношения достаточно натянутые.

63

А как научить рисовать ребенка? Или ничего специального делать не надо?Косте очень нравится этот процесс.
Обычно мы рисуем вместе( самостоятельно без присмотра обычно разрисовывается мебель и обои), т.е. я рисую, рассказываю что именно рисую- Костя мои художества зачирикивает. Причем карандаш выбирает чаще черный( депрессии у него не замечала :disappointed: )

64

Легкова Ириша, мои соображения:
-  я уже писала, что выбор цвета не следует объяснять так же, как у взрослых; у ребенка еще идет процесс освоения цветов, так что за черный цвет не переживайте
- кроме совместных рисований, как Вы описали, предлагайте рисовать ребенку самому. Понятно, что это будут каракули, но можно спросить, что это. При этом не хвалить: "Какой ты молодец" и пр., а лучше описать, что Вы видите в каракулях, например: это мяч (то, что назвал ребенок), вот он какой синий, большой, скачет... нарисуй еще что-то..." и т.д.
-  ребенок научится рисовать, если он САМ будет двигать карандашом, а не смотреть (по крайней мере, не только)

65

Румия, подскажите, а как воспринимается психологами любовь 4-летки к абстрактной живописи))?
Наша дочка в основном вот такое рисует:

http://s008.radikal.ru/i303/1111/06/2f9e2c8c633e.jpg

http://s017.radikal.ru/i428/1111/a6/0263b4ecf1ab.jpg

http://s017.radikal.ru/i439/1111/d2/923417bd2d84.jpg

http://s08.radikal.ru/i181/1111/da/1cad2d5b8e58.jpg

http://s49.radikal.ru/i123/1111/28/c2dee1848e6c.jpg

Нам нравится очень, ей тоже)). Но хотелось бы и Ваше мнение как психолога услышать  :) .

66

pushta, очень хорошо воспринимают))
На самом деле абсолютно типичный рисунок красками 4-хлетнего ребенка))
Вашей дочери, скорее всего, очень нравится водить кистью и смотреть, какой след получается, а еще - пробовать разные цвета. А когда они смешиваются - вообще красота! Короче, ее увлекает процесс и практически не интересует результат (в случае, если она не рассказывает, ЧТО это)
А вот третитй рисунок на что-то похож... Она совсем не предлагает идей - что это? Подтолкните ее к этому - спросите, предположите. Тогда у нее появится новое открытие: можно не прото цветной след оставлять, но это еще может и что-то значить!

67

Румия написал(а):

А вот третитй рисунок на что-то похож... Она совсем не предлагает идей - что это?

Она-то как раз предлагает, но нам тяжело это увидеть в рисунке)). Например, последний рисунок с ее точки зрения называется "Дом"  :dontknow: . На вопрос где там дом, она объясняет, что коричневые - это шкафчики, сам дом желтый, а вокруг природа - синие ручейки и речки, зеленые кроны деревьев, бледно-зеленое - пожухлая, засохшая трава и  так далее.

Для нас-то оно по форме совсем не похоже, но мы, видимо, совершенно не разбираемся в современном искусстве :dontknow: . Объясняет смысл она и в процессе рисования и потом, по его окончании. Картины свои очень высоко ценит и дорожит ими  :yep: .Страшновато даже пытаться сказать ей, что там что-то изображено неправильно)).

68

pushta, не надо н в чем ее переубеждать!
Более того, ребенок рисует и комментирует свой рисунок. Т.е. мысль идет за рисование, а не как у нас: сначала замысел, потом воплощение. Именно поэтому "тема" рисунка может менять несколько раз в процессе рисования.
Вот выдержка из "правильной" книжки про детские рисунки. Речь идет о раннем (до 3 лет) возрасте, становится понятным направление развития детского рисунка:
"В раннем детстве ребенок учится наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать так называемые каракули и усваивает изобразительную функцию рисования- начинает понимать, что рисунок может изображать те или иные предметы. Начало нанесения каракуль связано с манипулированием карандашом и бумагой, которые дают ребенку взрослые. Подражая взрослым и проводя карандашом по бумаге, дети начинают замечать остающиеся на ней следы. Каракули, которые появляются из-под карандаша, представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные, с одинаковым слабым нажимом линии.
Вскоре ребенок усваивает функцию карандаша как орудия, предназначенного для нанесения линий. Движения ребенка становятся более точными и разнообразными. Более разнообразными становятся и наносимые на бумагу каракули. Ребенок сосредоточивает на них внимание. Он начинает предпочитать одни каракули другим и повторять некоторые из них многократно. Получив заинтересовавший его результат, ребенок рассматривает его, прекращая всякую двигательную активность, затем повторяет движение и получает другие каракули, близкие по виду к первым, которые он тоже рассматривает.
Чаще всего ребенок предпочитает воспроизводить четко выраженные каракули. Сюда относятся прямые короткие линии (горизонтальные или вертикальные), точки, галочки, спиралеобразные линии. На этой стадии линии, проводимые ребенком, - образные линии - еще ничего не изображают, поэтому они называются доизобразительными. Переход ребенка от доизобразительной стадии к изображению включает две фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем - намеренное изображение.
Конечно, взрослые пытаются руководить рисованием ребенка, показывают ему, как рисовать мячик, солнышко, когда он черкает по бумаге, спрашивают, что он нарисовал. Но до известного момента ребенок таких указаний и вопросов не принимает. Он чертит каракули и остается этим доволен. Перелом наступает тогда, когда ребенок начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, называет их палкой, дядей и т.д. Возможность появления в каракулях изображения предмета так привлекательна, что ребенок начинает напряженно ждать этого момента, энергично нанося штрихи. Он узнает предмет в таких сочетаниях линий, которые имеют с ним лишь отдаленное сходство, и увлекается настолько, что часто в одной каракуле усматривает два или несколько предметов («Окно... нет, это комод» или: «Дяденька, нет- барабан... Дяденька играет в барабан»).
Намеренное изображение предмета возникает, однако, не сразу. Постепенно ребенок переходит от называния уже нарисованной каракули к словесному формулированию того, что он собирается изобразить. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности ребенка.
Когда ребенок раннего возраста высказывает намерение что-нибудь изобразить («Нарисую дядю... солнышко... зайчика»), он имеет в виду знакомый ему графический образ- сочетание линий, которое в его прошлом опыте обозначалось как тот или иной предмет. Графическим образом многих предметов становится замкнутая закругленная линия. Так, например, кругоподобные кривые, которыми двухлетняя девочка в изобилии покрывала бумагу, обозначая их «тетя», «дядя», «шарик» и т.д., ничем, по существу, одна от другой не отличались. Однако ребенок приходит к пониманию того, что одно лишь обозначение предмета без сходства с ним не может удовлетворять окружающих людей. Это перестает удовлетворять и самого художника, так как он быстро забывает, что изобразил. Ребенок начинает применять доступные ему графические образы только для изображения тех предметов, которые имеют некоторое сходство с этими графическими образами. В то же время он пытается искать новые графические образы. Предметы, для которых у ребенка графических образов нет (т.е. нет представления о том, как они могут изображаться), он не только не рисует сам, но и отказывается рисовать по просьбе взрослых. Так, один мальчик категорически отказывался рисовать дом, человечка и птичку, но сам охотно предлагал: «Давай я лучше нарисую, как пишут. Хочешь, я нарисую лесенку?»
В этот период резко ограничивается круг изображаемых предметов. Ребенок начинает рисовать один или несколько объектов, так что само рисование становится для него деятельностью по изображению этих объектов и соответственно иногда приобретает даже особое название, например «делать человечка».
Происхождение графических образов, которые употребляет ребенок, может быть разным. Некоторые из них он находит сам в процессе черкания, другие являются результатом подражания, копирования рисунков, предлагаемых в виде образцов взрослыми, но значительно упрощенных. К последним относится типичное для детей изображение человечка в виде «головонога» - кружочка с точками и черточками внутри, изображающего голову, и отходящих от него линий, изображающих ноги. Пока запас графических образов у ребенка очень мал, в его рисовании выступает сочетание намеренного изображения предмета, для которого уже имеется такой образ (например, человек в виде «головонога»), и узнавания в случайно нанесенных штрихах знакомых предметов, графические образы которых еще отсутствуют."

69

Румия, спасибо! Очень познавательная выдержка про детские рисунки  :yep: .

70

pushta написал(а):

Например, последний рисунок с ее точки зрения называется "Дом"   . На вопрос где там дом, она объясняет, что коричневые - это шкафчики, сам дом желтый, а вокруг природа - синие ручейки и речки, зеленые кроны деревьев, бледно-зеленое - пожухлая, засохшая трава и  так далее.

а я кстати тоже избушку в этом рисунке увидела. именно избушку, с трубой на крыше в густой чащи леса :)))
а в третьем рисунке я вижу бурого медведя :))), который сгорбившись куда то идет, и приволакивает заднюю лапу .........

а вообще мне очень понравились ваши рисунки, вернее рисунки вашей дочери, КЛАСС!!!!

71

InnChik написал(а):

КЛАСС!!!!

InnChik, спасибо большое! Так приятно  :love: .

InnChik написал(а):

а я кстати тоже избушку в этом рисунке увидела.

Эх.. Надо мне воображение развивать..

72

Румия написал(а):

Иногда родители пугаются - почему 2-3-лений ребенок ВСЕ рисует черным - с ним все в порядке? А на самом деле - просто познает мир. :-)

Спасибо Румия! Хотел задать этот вопрос, но  ответ уже есть. На мой День Ангела младшенький таакуую "тучу" синюшную нарисовал что кхе-кхе... Объяснил "это тебе"...

73

иерей Дмитрий написал(а):

"это тебе"...

:D зато от души))

74

Алинка частенько просит помочь написать разные слова. Я ей диктую буквы, они пишет. Но делает это наоборот, реже нормально, но чаще все ж так. Удобнее ей что ли :dontknow: Смотреть пока пишет не дает, потом только показывает. Вот например виноград и аня
http://s04.radikal.ru/i177/1111/4c/52fcdc020735.jpghttp://s008.radikal.ru/i304/1111/45/09f490ded353.jpg
Акцентировать внимание или не трогать пока? Объясняю, но ...Имя пишет свое сама, по-человечески, иногда местами и и н меняет. Мама и папа тоже всегда правильно пишутся.

75

Мама Надя, "зеркальное" письмо - это нормально для такого возраста, особенно, если у ребенка активно правое полушарие. Пока просто наблюдайте, со временем будет писать правильно

76

Румия написал(а):

"зеркальное" письмо - это нормально для такого возраста

А когда "не нормально"?
У меня Гриша (4,5года) тоже пишет зеркально :)

77

Юлечка, я бы до 5,5-6 лет не беспокоилась))

78

Румия, а если в 7? Пошел в первый класс, читает по слогам. Но на выходных попросила написать слово из 4 букв, сам написал зеркально.

79

А моя доча (8 лети во 2 классе) частенько пишет буквы и даже цифры зеркально.Не подряд,но все равно удивляет,и пугает этим.
Подскажите, пожалуйста,может это результат,что в ясельном возрасте мы её переучили на правшу.

80

Слоник, Белянка, да, зеркальное письмо в 6-7 лет - одно из проявлений правополушарности (леворукость - еще одно проявление). Надо наблюдать за ребенком, конечно, переучивать. А еще эффективнее - развивать левое полушарие и их взаимодействие.

81

Румия, спасибо, будем работать  :yep:

82

Румия написал(а):

Слоник, Белянка, да, зеркальное письмо в 6-7 лет - одно из проявлений правополушарности (леворукость - еще одно проявление). Надо наблюдать за ребенком, конечно, переучивать. А еще эффективнее - развивать левое полушарие и их взаимодействие

Подскажите,как.Наша дочка посещает ДХШ второй год,туда входит лепка,живопись и композиция; ещё танцы классические и ритмика.Что можно ещё сделать?Спасибо.

83

Румия, спасибо :)

84

Белянка написал(а):

лепка,живопись и композиция; ещё танцы классические и ритмика

Это как раз развивает правое полушарие, а не левое))
вот упражнения на межполушарное взаимодействие:
Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45–60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) между комплексами.

КОМПЛЕКС № 1

Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.



Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.



Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).

Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

КОМПЛЕКС № 2

Инструкция: «Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки».

Инструкция: «Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями».

Инструкция: «Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно».

Инструкция: «Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет „1, 1–2, 1-2-3 и т. д.“.

Инструкция: «Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой».

Инструкция: «Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой».

Инструкция: «Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)».

85

Румия, спасибо Вам огромное.
Обязательно займёмся этими упражнениями.Такого рода занятия детям нравятся,а моей стрекозе точно в радость.
Ещё раз благодарю.

86

Прошу прощения,если от темы отклоняюсь,но просмотрела все темы и не знаю куда написать,чтобы спросить у вас,Румия.
У меня Анечка вообще не заикается,но бывают моменты,когда она одно слово несколько раз повторяет.К примеру,"Мама,а давай..давай...давай...давай такую башню вместе построем".И она не просто это с легкостью выдает,а как бы думая в процессе.У меня такое ощущение создается,что мозг у нее срабатывает быстрее,и как бы за речью не успевает.
Может тоже с полушариями связано,нужно налаживать их взаимосвязь?Или это что-то другое?
Зеркально буквы она тоже пишит.Слова не умеем,а буквы частенько наоборот.

87

Перепелка, честно говоря, так судить трудно. Это возможно связано с интенсивным развитием речи и мышления - ребенок быстро набирает новую и новую информацию,и  не все успевает перерабатывать...
Посмотрите, понаблюдайте. Если будет учащаться - тогда имеет смысл показать психологу. А, может, и само пройдет, выровняется

Перепелка написал(а):

Может тоже с полушариями связано,нужно налаживать их взаимосвязь?

А общеразвивающие занятия еще никому не вредили))

88

Спасибо большое!Займусь упражнениями.

89

Ребенок любит краски.карандаши,но все рисование сводится к простому закрашиванию всего листа.И поначалу любимые цвета были черный,темно синий,коричневый.Но правда спустя месяц такого "рисования"стали нравится темно зеленый,красный,желтый.Меня немного пугает ее "любовь"к красному цвету.Где то читала что это цвет агрессии.Так ли это?Есть повод для беспокойства???

90

МамаЛизаветы написал(а):

Меня немного пугает ее "любовь"к красному цвету.Где то читала что это цвет агрессии.Так ли это?Есть повод для беспокойства

МамаЛизаветы, нет))
Я уже писала здесь:

Румия написал(а):

До 3-4 лет они осваивают цвета. И тогда и уних цветовые предпочтения носят циклический характер: нравится, скажем, красный, и все рисует красным (в течение недели, месяца), потом переключается на, скажем синий, и опять рисует только им. В это преиод, он как бы осваивает этот цвет - его возможности, оттенки и пр.
Это же касается темных цветов. Иногда родители пугаются - почему 2-3-лений ребенок ВСЕ рисует черным - с ним все в порядке? А на самом деле - просто познает мир.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » О чем могут рассказать детские "каракули"