Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Семья и церковь » Дети на богослужении


Дети на богослужении

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

Где должен находиться маленький христианин во время богослужения? Может ли мама позволить своей дочке стоять на службе с куклой? А рисовать на бумажках для записок или лепить человечков из огарков свечей? Подобными вопросами нередко задаются родители. Настоятель храма св. бессребреников Космы и Дамиана протоиерей Федор БОРОДИН, отец пятерых детей, поделился своими мыслями на эту тему с корреспондентом «НС» Софьей ПУЧКОВОЙ.

Подвизаемся индивидуально

Некоторые четырнадцатилетние подростки не могут выстоять и десяти минут, а пятилетние дети порой стоят, как свечка, всю службу. Поэтому место, где должен ребенок быть во время богослужения -- в притворе или впереди, зависит не столько от его возраста, сколько от навыка молитвы. Поскольку ребенку очень трудно сосредоточиться, если он не видит никаких священнодействий, то, мне кажется, его место впереди -- там, где все видно. Родители ребенка и духовник должны понять, сколько он может выстоять на службе, и пускать его в храм именно на это время, чтобы ребенок видел богослужение. Если ребенок еще не готов молиться, потому что мал, или если он плачет или резвится, то, конечно, лучше стоять с ним в притворе или у западной стены храма, чтобы не мешать другим. Может быть, иногда лучше вообще не приводить ребенка на службу, а дать ему выспаться, ведь дети очень устают от школы. Но уж если семья приехала в храм, нужно быть на богослужении, а не просто гулять рядом. Погулять можно после.

Мы сами часто бываем виной тому, что дети не могут спокойно вести себя в храме: мы предлагаем им меру, которую они не могут вынести. Например, отец и мать приезжают до начала часов на литургию и привозят с собой пятилетнего ребенка. И малыш, вырастая, будет помнить только о больной спине и ногах, о непонятной службе, которая длится очень долго. Это никакая не радость и не праздник.

Дети не должны быть перегружены богослужением. Мои воспоминания подросткового периода, связанные с церковью, -- это больная спина. Наша семья была не церковная, на службы возила меня моя крестная. Я ничего не понимал в службе, мне никто ничего не объяснял. Например, вот вынесли Чашу. «Ну, наконец-то», -- думаю я. Потом унесли. Сейчас я знаю, что это был Великий вход, а тогда было обидно: «Надо было причащаться, а Чашу унесли, значит, еще ждем полчаса». Когда же выходили на улицу, крестная доставала бутерброды, термос, а я думал: «Все, на полгода от меня отстанут». Хотя сердце радовалось и, в общем-то, я с радостью ездил в церковь.

Иногда бывает так, что в семье несколько детей разного возраста, и желательно старшим приезжать к началу службы, средним -- к середине, а младшим -- к «Отче наш». В некоторых семьях эту проблему родители решают так: один из них приезжает со старшими детьми к началу литургии, а другой с младшими позже.

В одном московском храме есть детский сад, куда сдают детей на время службы. С детьми проводят занятия из предметов воскресной школы во время большей части литургии и только к Евхаристическому канону или даже позже, в зависимости от возрастной группы, их приводят в храм. Это интересный опыт -- мамы имеют возможность спокойно помолиться в храме, а дети не переутомляются богослужением, но и времени даром не теряют.

Извините, ваш ребенок играет с ангелами!

Совсем маленьким детям можно разрешить носить на службу игрушки, если это не громкие погремушки. Если есть какая-то не мешающая богослужению забава, наподобие рисования на бумажках для записок или лепка фигурок из огарков свечей, то ее можно позволить ребенку. Такое стремление детей поиграть, порисовать или полепить во время службы можно объяснить еще и тем, что сейчас многие дети вообще не могут воспринимать что-либо, если у них руки не заняты. Мне кажется, маленьким детям можно разрешить сидеть на солее. Они, цельные и чистые души, как у ног Христовых сидят. Мы не должны повторять ошибки апостолов, которые не пускали детей приходить к Господу. Но все-таки очень важно приучать детей благоговейно относиться к богослужению.

Когда ребенок балуется просто оттого, что не может уже устоять на одном месте, уместно будет вспомнить Серафима Саровского, к которому пришла посетительница, а ее малыш начал бегать и резвиться в келье. Женщина очень стыдилась за своего ребенка, а преподобный сказал ей, что ее дитя играет с ангелами.

Другое дело -- циничная болтовня детей в храме. Это безобразное поведение. Я имею в виду не тот случай, когда ребенок отвлекся, а когда он, сознательно переступая страх Божий, играет или болтает со своими сверстниками на богослужении. У нас был случай, когда подросток нес послушание алтарника и во время литургии спускался в подвал, делая вид, что у него есть какая-то надобность, а на самом деле воровал деньги. Или однажды выяснилось, что во время службы два парня по четырнадцать-пятнадцать лет сидят в подвале, болтают и пьют чай.

Когда поведение детей превращается в наглость и попрание благоговейного отношения к храму, это нужно пресекать. Практика показывает, что многих достаточно устыдить, просто сделав замечание, ласково, с любовью, не принимая каких-то жестких репрессивных мер. Репрессии должны быть крайностью.

Популярная литургика

Мы не можем заставить ребенка любить службу. Решение любить или не любить Христа таинственно вырастает в душе каждого человека, и мы не может решить за него этот вопрос. У пророка Самуила дети были негодные, а с ним Господь в голос говорил. Но мы можем заинтересовать наших чад богослужением. Поэтому среди предметов воскресной школы должно быть что-то напоминающее «популярную литургику»: не в строгом смысле церковнославянский язык и не в семинарском понимании литургика. В моем детстве были книги Перельмана «Занимательная физика» и «Занимательная математика» -- популярная литература, которая заставила тысячи людей заинтересоваться наукой. Мне кажется, что должно быть какое-то радостное, красивое введение в богослужение для детей. С ними, безусловно, надо прочитать и перевести основные песнопения: «Свете тихий», «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши», тропари, часто поющиеся в храме, -- чтобы дети их понимали.

Лучше обойтись без Карабаса-Барабаса

Оставлять без присмотра детей в храме категорически нельзя. Мы часто видим: мама пришла в храм, вознеслась горе на молитве, беседует с ангелами, а дети ее носятся по храму, толкают подсвечники, шумят, балуются, мешают всем остальным, и никто их успокоить не может. Родители должны сами следить за своими детьми. В нашем храме, правда, есть такое послушание -- Карабас-Барабас, который ходит и присматривает за детьми, но в принципе этим должны заниматься родители. Например, можно стоять с ребенком вместе и следить по книге за богослужением.

Неизбежно, что когда родители оставляют своих детей без присмотра и те сталкиваются с другими детьми, то они начинают играть. Дети должны понять, что на службе нельзя играть. Одно дело -- тихое рисование, другое дело -- когда они начинают резвиться.
Мы, конечно, все братья-христиане, друг друга любим, но в первую очередь любим Господа, и поэтому во время богослужения нужно молиться, а не общаться.

Подросткам, вообще детям, чужим или своим, можно и даже нужно осторожно, с любовью делать замечания. Они должны чувствовать дух общины. Если бы я попробовал в своем детстве в московском метрополитене лузгать семечки, то меня бы укорил ближайший стоящий ко мне человек. Сейчас мы утратили возможность делать замечания чужим детям, а это означает, что общество в целом перестало воспитывать свою молодежь, что очень плохо. В храме это нужно восстанавливать. Нужен общий настрой, мы все должны дать понять нашим детям, что богослужение -- это великая Святыня.

Часто бывает, что ребенок проталкивается вперед к причастию. Он привык, что раньше его подносили и он приступал одним из первых, но сейчас-то он уже подрос, а расталкивает малышей. Такому ребенку, мне кажется, стоит сказать, что он будет причащаться последним из детей. Пусть он постоит в стороне и посмотрит, а как причастится последний ребенок, встанет за ним. Возможно, в следующий раз он уже не будет толкаться.

Подросткам, юношам и девушкам, нужно предоставить место, где можно было бы пообщаться после службы. Мне кажется, что при каждой воскресной школе должен быть «Клуб выпускников» для того, чтобы те дружеские связи, которые подростки приобрели в храме, не разрушались. Ведь человек, поступая в институт или выходя на работу, часто сталкивается с совершенно неверующим миром, и чтобы устоять, ему нужно общение со своими бывшими одноклассниками в воскресной школе.

Из журнала "Нескучный сад"

2

У меня сын 2,6 года ,так вот думаю ,что надо с раннего возраста приучать детей к вере и церкви. Церковь плохому не научит. В это воскресение ходили на службу. Так он стоял спокойно 30 мин. примерно, молча. Даже садиться не хотел.Потом все же сел на скамейку, сидел с открытым ртом, типо поет тоже , как и другие вокруг.Креститься дома учила,но путался. А как вышли из церкви покрестился правильно.На мой вопрос, понравилось тебе и еще пойдешь. Ответил ДА.

3

А вот у нас пока что с этим проблемы...приходим обычно на причастие до отче наш, и вот находимся в церкви примерно 20-30 минут, и спокойно стоять это не про Ксюшу, ей надо идти куда до все тащит меня за руку, а если что то не так сразу кричать начнает и мне становиться стыдно, особенно когда начинают все вокруг оборачиваться...раньше я ее хоть на руки взяла и она молчит, а теперь попробуй 15 кг. на ручках держать...вообщем приходиться, выхожу вся взмокшая...Теперь приходится после причастия сразу домой уходить, раньше оставались и прикладывались к кресту, а теперь это сложно, да и мешать другим не хочется...Вот с одной стороны говориться приводите детей в церковь им там рады, а с другой они мешают некоторым людям, которые начинают коситься и всем видом показывать что они недовольны, меня даже однажды батюшка попросил удалиться из за того что Ксюша начала кричать, при чем я сразу начала выходить, а он мне в след не чего в церкви с ребенком делать причастились и уходите...вот так

4

А в какой церкви вам это сказали?

5

Света Дебель это у нас в Великх Луках, в соборе в честь Святой Троицы...у нас вообще в этом смысле очень все сложно т.к. всего 2 церкви на весь город, народа много...

6

ALSU написал(а):

меня даже однажды батюшка попросил удалиться из за того что Ксюша начала кричать, при чем я сразу начала выходить, а он мне в след не чего в церкви с ребенком делать причастились и уходите...вот так

Лично своими глазами наблюдала:только Петров пост начался (первый день) а два батюшки в рясах! ходят по Империалу и затариваются и чем бы вы думали нет, не крупами да овощами, а мяском и рыбкой копченой. Во как, соблюдается пост у священнослужителей.
А у меня такие вопросы: нужно ли ребенку целовать иконку, как поставили свечку и можно ли кушать ребенку до причастия?
Я кормлю, но не знаю можно или нет, просто мое чудо не выдержит без завтрака, ведь причащают примерно в 10.30.

7

Sanya написал(а):

можно ли кушать ребенку до причастия?

Причащаться без исповеди и без поста можно деткам до 7 лет.

8

:offtop:  Мамули, в этой темке,пожалуйста, о детках! Ваши мысли о священнослужителях в другой темке, да вот хоть новую и создайте

ALSU написал(а):

Причащаться без исповеди и без поста можно деткам до 7 лет.

да это так.
каждый сам решает по деткиным возможностям и пониманию, мы уже спокойно выдерживаем, абсолютно без напряга. Но, прекрасно понимаю, что все детки разные.

9

МамАНЯ конечно же все детки разные!!! Я просто сказала как можно, а там уж каждый решает сам  :yep:

10

ALSU написал(а):

даже однажды батюшка попросил удалиться из за того что Ксюша начала кричать

Я читал старые (выпущенные до революции) правила поведения в храме и там тоже сказано "если ребенок плачет - выйдите из храма, дабы не мешать молящимся". Не знаю как к этому относится. И мешают и ни как без них. Подобная ситуация была и у апостолов: шум, гам, "Господи! моего благослови!". все стараюстя происнуться к Нему... апостолы вознегодавали... Господь успокоил....

11

Смотрите какое милое фото

12

Кажись кончилась моя лафа когда Тоха хорошо вел себя на службе  :'(
Раньше он с радостью ехал в храм, а теперь с утра начинаются страдания: а можно не буду причащаться? а можно мы потом сразу уйдем?
Я знаю,что ему,как и любому ребенку,  трудно сосредоточиться, если он не видит никаких священнодействий, если нет визуальных образов, потому его место всегда впереди или высоко на лестнице,т.е. там, где все видно. И ему хватало этого визуального интереса,но теперь он все уже выучил,новых "картинок" нет и потому ему становится скучно.

Жаль,конечно,что мы уже не можем всей семьей приезжать к началу службы,но надеюсь это временное явление  8-)
Мы же не можем заставить ребенка любить службу. Остается только заинтересовать дите богослужением и надеяться,что решение любить Христа вырастет в его душе. Деть не должн быть перегружен богослужением, а то вырастим в нем только скуку и отвращение. Я этого искренне боюсь.

Мы теперь с детьми приезжаем к "Отче наш" и почти сразу после причастия уходим. Если все же надо побыть в храме дольше, то у Платона там есть "работа"  -убирать огарки свечей из подсвечников  8-)  И утром в воскресенье,когда перед отъездом в храм у нас особо буйно цветут все наши нехочухи,говорим ему,что он конечно может остаться дома и не ехать с нами,но ведь тогда так много пропустишь и не увидишь,и батюшка будет тебя ждать,а ты не придешь (оооо,общение с о.Владимиром-это вообще отдельная песня,Тоха готов на все ради этого  :D  )

Короче сократили дитю службу "по силам",надеюсь силы эти будут прибывать и нам все же удастся сохранить ощущение праздника от посещения храма  8-)

13

МамАНЯ написал(а):

Кажись кончилась моя лафа когда Тоха хорошо вел себя на службе

считайте, что вам повезло, ибо у некоторых она и не начиналась :)))

14

Irbis написал(а):

вам повезло

ну я не могу сказать,что прям вот так взяло и повезло безо всякого нашего участия  :rolleyes:
все же терпимое поведение детей на службе-это навык,которому родители учат, редко какой ребенок прям вот взял и без всяких родительских усилий стал достойно и с интересом вести себя на службе  8-)

15

Есть интересный опыт в одном из храмов города. Дети во время богослужения находятся в воскресной школе (от 1.5 лет и выше), а родители стоят в храме и молятся. К "Отче наш" детей приводят в храм ни шуму тебе, ни писку)) все благоговейно причащаются (сам видел) и после причастия (очень довольные) сидят на солее, у подсвечников... улыбаются...)))

Отредактировано иерей Дмитрий (2010-11-06 22:39:08)

16

иерей Дмитрий написал(а):

Дети во время богослужения находятся в воскресной школе (от 1.5 лет и выше), а родители стоят в храме и молятся. К "Отче наш" детей приводят в храм

Нравится мне такая идея,ага  :yep:
У нас в храме дети до "Отче наш" находятся в другом пределе,там они тихонечко общаются,порисовать могут,поиграть, но не в шумные игры,чтобы не помешать другим молящимся. Но все как то спонтанно,а вот хорошо бы их организовано развлекать до нужного момента.

17

В том храме я был удивлен тишине. Детей причащается 30-35, а никакого шума не было всю службу. Красота! Школа находится на храмовой территории и спец. обученные педагоги!!! (православные прихожане) занимаются с детьми. Есть радиотрансляция и дети все тихонечко слышат в своих классах. Мне ооочень понравилось. И взрослые молятся (а это самое-самое главное), а не бегают по храму за отпрысками...)))

18

Я так же хочу! И здание рядом есть и желание... Чего-то не хватает.

19

сейчас поговорила с братом,оказывается у себя в храме он тоже так устроил,идея пользуется популярностью  8-)
надо у нас эту идею "двинуть в массы"

20

МамАНЯ написал(а):

надо у нас эту идею "двинуть в массы"

Да,было бы здорово! :cool:

21

Мы Ксюшку берем с собой в Храм с 3 месяцев, хотя удалось покрестить ее только в полгода, до настоящего времени с поведением не было никаких проблем, она могла спокойно быть с нами всю литургию, и поспать заодно, после 9 мес., приходиться с папой чередоваться, кто-то один на службе, кто-то второй привозит Ксюшу к причастию...

22

Детская исповедь

Отец Константин: Я расскажу случай, который произошел несколько лет назад. После воскресной Литургии ко мне подошла прихожанка с четырехлетним ребенком и попросила помочь в решении сложной ситуации, в которую попал сын. «А теперь скажи батюшке без утайки, честно, откуда ты взял это колечко», – сказала она и протянула сыну копеечное колечко с бусинкой. Ребенок взял кольцо, и мне показалось, что он сейчас провалится сквозь землю. Он вертел в пальцах кольцо и потупившись молчал.

Я спросил малыша, что имеет в виду мама.

Мальчик молчал.

Спросил, неужели это кольцо он у кого-то украл?.. Был в гостях и тайком взял?

Его глаза набухали слезами.

Чтобы не травмировать малыша, я подозвал маму, стоявшую в трех метрах, и она сказала, за сына, что они действительно были в гостях. И сын действительно взял это колечко тайком... Мальчик стоял, понурившись, пунцовый. Было видно, что он жутко расстроен всей этой ситуацией.

Я поговорил с ним – понимает ли он, как это плохо? Обещает ли вернуть людям то, что у них взял без спроса? Дает ли вот сейчас мне, священнику, обещание, что больше не будет без спроса ничего брать?

Он кивал…

…Вот такая зарисовка. С одной стороны, это хорошо, что ребенка привели к священнику, с другой стороны, не слишком ли это сильное потрясение для малыша – объясняться с бородатым чужим дядей в такой деликатной ситуации. Не должны ли родители были сначала сами разобраться в проблеме?

Елизавета: Вообще-то, ситуация с колечком очень характерна для возраста этого малыша. Я согласна: родителям тут надо быть очень тактичными. С одной стороны, нельзя оставлять подобные проступки без внимания, с другой стороны, надо понимать, что ребенок еще только учится понимать, что хорошо, а что плохо. Возможно, ребенок взял вещь, просто не задумавшись. Прежде всего, нужно спокойно разобраться, почему он это сделал. Родители часто склонны судить, основываясь на внешней стороне событий, а ребенок не умеет и не имеет возможности объяснить, что было на самом деле, что он думал, хотел.

В этой связи я вспоминаю, как в одной знакомой семье мальчик, уже даже не такой маленький, лет десяти, взял деньги родителей и купил на них… подарки на праздник для всех членов семьи. Семья, в которой такого никогда в жизни не было, была в ужасе, обвиняла его в воровстве. Но воровства-то как такового, безусловно, не было. Хотя поступок, конечно, нуждался в комментировании. Возможно, родителям стоило бы в такой ситуации даже наказать ребенка «естественными последствиями» его поступка: например, объяснить, что теперь придется на праздник ограничиться тем, что уже куплено. В любом случае указывать надо на то, в чем ребенок действительно провинился, в данном случае – это, скорее, безответственность, непонимание меры свободы и самостоятельности, но уж никак не воровство. И это еще достаточно очевидный случай. Родители непременно должны вдаваться в подробности произошедшего, чтобы их действия, обвинения не оказались несправедливыми.

Возвращаясь к четырехлетнему малышу: даже если ребенок уже хорошо понимает, что брать чужое нельзя, и взял сознательно, родителям важно не перегибать палку. Конечно, нужно серьезно поговорить с ребенком, вернуть чужое. Дети в таком возрасте часто совершают подобные поступки, они еще только учатся быть нравственными. Равнодушие, потакание таким вещам сейчас откликнется позже. Но и делать из мухи слона тоже не стоит. Не надо давить и ругать ребенка слишком сильно, это не соответствует проступку и будет только вредно для его души.

Отец Константин: Я согласен с тобой, думаю, что подключать священника в этой ситуации было не совсем уместно. Другое дело, что я все же не был совсем чужим для этого малыша. Наши маленькие прихожане знают наших священников с пеленок. Обращаться в спорных ситуациях за разрешением вопроса к батюшке – нормально. Только одна подсказка: перед тем, как приводить малыша на беседу, лучше сначала поговорить со священником наедине. Может быть, он подскажет родителям что-то другое.

…В одной книге я прочитал, что, исповедуя детей, священник блаженствует – с земли он попадает на небо, от исповедей взрослых – к исповеди детей.

Это идеалистичный взгляд. Пороки взрослых, действительно, более грубы и тяжелы по последствиям. Но и грешащий, пусть на своем уровне, ребенок тоже иногда совершает страшные вещи. Мучить животных, обманывать родителей, тайком издеваться над младшим братом или сестрой, красть шоколадки или игрушки, врать, и т.д., – все эти «невинные» детские грехи – верный путь к большим, взрослым, страшным грехам. Поэтому мое глубокое убеждение – и к детским грехам следует относиться максимально серьезно и вдумчиво. Наблюдать от исповеди к исповеди – есть ли рост, в некоторых случаях даже отлучать от Причастия, словом, помогать духовному развитию ребенка.

Итак, пусть регулярная исповедь детей начинается с 7-летнего возраста, в отдельных же случаях можно приводить ребенка на беседу с батюшкой и раньше.

В оформлении статьи использовано фото с сайта храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе
Дата публикации: 9 Апреля 2011
Автор статьи: smsobor.ru
Источник: smsobor.ru

23

МамАНЯ написал(а):

ко мне подошла прихожанка с четырехлетним ребенком и попросила помочь в решении сложной ситуации, в которую попал сын. «А теперь скажи батюшке без утайки, честно, откуда ты взял это колечко», – сказала она и протянула сыну копеечное колечко с бусинкой. Ребенок взял кольцо, и мне показалось, что он сейчас провалится сквозь землю. Он вертел в пальцах кольцо и потупившись молчал.

Как часто из нас пытаются сделать "пугало"...
"Батюшка, придите, пожалуйста в наш класс(7-й)" - "Зачем?" - "Скажите, чтобы они слушались учителя и хорошо вели себя на уроках"   ...

24

иерей Дмитрий написал(а):

Как часто из нас пытаются сделать "пугало"...

недоумеваю от Вашего вывода...почему же сразу пугало,а не авторитетного человека, мудрого,который может помочь советом,научить в конце концов...

25

AMELLI написал(а):

недоумеваю от Вашего вывода...почему же сразу пугало,а не авторитетного человека, мудрого,который может помочь советом,научить в конце концов...

присоединюсь

26

Вот, что бывает, когда поленишься всю фразу написать. А дело было так: "Скажите, чтобы они слушались учителя и хорошо вели себя на уроках. Только никакой религии не надо. Хорошо?"
Дорогие мои! Это для некоторых из Вас Церковь авторитет, уважение, совет, молитва... Для нашей советской школы (до сих пор!!!) все это "религиозный культ". Я восьмой год сталкиваюсь с этой реальностью, хотя в теории должно бы быть, как Вы сказали. Да и для подростков первый 2-3 раза священник точно не добрый друг, а, скорее, тролль, инопланетянин, нечто из загробного мира. К сожалению встречают всегда так. Другое дело пообчавшись)) с нами, да 10-11 классы...))) Там картина иная.

27

МамАНЯ написал(а):

С одной стороны, это хорошо, что ребенка привели к священнику, с другой стороны, не слишком ли это сильное потрясение для малыша – объясняться с бородатым чужим дядей в такой деликатной ситуации. Не должны ли родители были сначала сами разобраться в проблеме?

Все думаю об этом. Ведь действительно страшно встать перед священником и отвечать за свой проступок. Ребенок ведь и так уже все понял, а тут еще "нагрузка". Поставил себя в ту же ситуацию и поплохело даже мне, взрослому человеку (у меня тоже есть духовник). Наверное это очень крайнее средство, способное наложить отпечаток на всю жизнь человека.

28

иерей Дмитрий написал(а):

Вот, что бывает, когда поленишься всю фразу написать.

Вот точно, при таком раскладе все приобретает совсем иной смысл


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Семья и церковь » Дети на богослужении