Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Грудное вскармливание » Грудное вскармливание - теоретическая подготовка :)


Грудное вскармливание - теоретическая подготовка :)

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Вот очень хорошая статья о правильном прикладывании ребенка к груди.

Автор: педиатр и консультант по грудному вскармливанию, Лилия Казакова
Статья опубликована в журнале “Лиза. Мой ребенок”, июль 2001 г.
Источник: http://pregnancy.h1.ru

Правильное прикладывание ребенка к груди. Что это такое.

Когда я начинаю говорить о правильном и неправильном прикладывании ребенка к груди, очень часто слышу такую фразу: "А что вы имеете в виду? Разве можно сосать грудь неправильно?" Чаще всего я слышу этот вопрос от работников медицинских учреждений. Особенно меня это расстраивало в начале моей деятельности в качестве консультанта по грудному вскармливанию, когда я слышала эту фразу от медперсонала роддома…

Прикладывание к груди – очень деликатная вещь. Через 20-30 минут после рождения у новорожденного появляется желание пососать, он начинает искать грудь, открывает рот, делает кивательные движения головой, пытается ползти в сторону соска. И в эти моменты, когда инстинктивная сосательная активность ребенка еще ни чем не испорчена, правильно захватывают грудь и начинают продуктивно сосать только 30% детей! Остальных надо поправить, помочь, подать грудь несколько раз, прежде чем попытку можно будет назвать удачной.

В большинстве российских роддомов никто не прикладывает ребенка после фазы релаксации. Никто и не ждет, пока малыш придет в себя и проявит поисковую активность. Сразу после рождения ребенку перерезают пуповину, демонстрируют матери и уносят на "обработку". В лучшем случае малыш увидит маму через 2 часа, а скорее всего через 6-12 часов. Маме обычно говорится, что ребенок отдыхает после родов, ему сейчас не до сосания. В это время малышу обычно1-2 раза дается вода или смесь, из соски. Это называется догрудным кормлением и приводит к формированию привычки сосать не грудь, а соску.

Врачи и медсестры обычно протестуют и говорят, мол, что за ерунда. Ничего страшного. Потом будет грудь сосать, никуда не денется.

Приходя в послеродовое отделение, я постоянно встречаю детей 2-3 суток жизни, которые не пытаются сосать грудь, если она попадает им в рот. Малыш демонстрирует активное поисковое поведение, открывает рот, вертит головой, иногда покрикивает. Когда я пытаюсь его приложить, он широко открывает рот, но не пытается начать сосание. Бывает, что ребенок сразу же начинает плакать, как только ему вкладывается грудь в рот. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок перестает широко открывать рот при поисковом поведении. Так ведут себя дети, имевшие опыт сосания соски или пустышки.

Частенько наблюдается такая "замечательная" картина: сидит мама над пластиковой роддомовской кроваткой, любуется на мирно спящего малыша, сосущего пустышку, на которой написано "I love you, mama". ( Последнее время в Москве очень часто встречаются такие пустышки). Спрашиваю маму, сосет ли малыш грудь, на что мама отвечает, что пару раз пробовала давать, но он как-то не очень.. Вторые сутки после родов…

Обычно, когда я начинаю маме рассказывать о том, что если периодически давать ребенку сосать бутылочку с соской, ребенок может отказаться от груди, мама говорит: "Да, из бутылочки легче сосать. А тут (в роддоме) еще и дырки такие большие". Между тем дело совсем не в дырках и в легкости сосания. Дырку можно сделать очень маленькой. Дело все в том, что при сосании соски ребенок делает принципиально другие движения. Из груди же сосать легче, т.к. помогает рефлекс окситоцина, сокращающий гладкомышечные клетки вокруг долек железы и выталкивающий молоко в проток. Молоко как бы впрыскивается ребенку в рот благодаря этому рефлексу. Малыш, имея опыт сосания соски, пытается также сосать грудь. Практически невозможно извлечь молоко из груди, если сосать ее также, как соску. Ребенок начинает сердиться, отказывается от груди, вопит. Мама огорчается и для успокоения дает младенцу бутылочку или пустышку, которую он тут же начинает сосать.

Здесь надо отметить, что младенцу необходимо сосать, чтобы избавиться от чувства дискомфорта. Ребенку все равно, что сосать. Если он привык сосать соску, он будет сосать соску. Если он привык сосать грудь, он будет ее сосать и с ней успокаиваться. Если он привыкнет успокаиваться с пустышкой, он будет с ней успокаиваться.

Широко распространено ошибочное мнение о том, что если ребенку давать сначала грудь, а потом бутылочку, то от груди ребенок не откажется. Многие мамы также считают, что если из бутылочки давать ребенку только воду, чай или сок, то малыш не откажется от груди. На самом деле, чтобы малыш начал отказываться от груди или испортил себе прикладывание, совершенно не важно, когда и в каких количествах он сосет соску или пустышку. Есть дети, которым для возникновения проблем достаточно пососать соску 1-2 раза. Есть малыши, которые "внезапно" начинают капризничать у груди в 2-3 месяца. Есть дети, которые с удовольствием сосут все, что им дают, но начинают уменьшать прибавку в весе.

Всемирная Организация Здравоохранения так высказывается по этому вопросу в своем бюллетене, посвященном кормлению детей первого года жизни:

"У нормального новорожденного рефлексы кормления грудью уже достаточно сильны при рождении. Действительно, практика подтверждает, что некоторые дети, рожденные на 32-й неделе беременности весом всего 1200г способны эффективно сосать грудь даже до того, как научатся сосать из искусственных сосок, трудности с которыми объяснялись гипоксией и брадикардией у недоношенных детей. Однако эти решающие рефлексы могут быть слабыми, или вообще отсутствовать в случаях слишком раннего прерывания беременности или же у детей с черезвычайно низким весом при рождении, а также у больных детей… … Однако, наиболее часто причиной пониженной эффективности этих рефлексов ятрогенны: применение седативных или обезболивающих препаратов при родах, вмешательство в процесс обучения после родов. Инстинктивные движения ребенка должны закрепиться в правильное поведение в послеродовом периоде. Использование других оральных объектов, сосок или пустышек в период сразу после рождения может создать условие для возникновения у ребенка других ротовых движений, неприемлемых для кормления грудью.
...Для успешного становления грудного кормления факторы, снижающие продолжительность, эффективность и частоту сосания ребенка, должны устраняться любым доступным способом. К этим факторам относятся ограничение времени кормления, кормление по расписанию, неудобное положение, использование других оральных объектов, получение ребенком других жидкостей, например воды, сахарных растворов, овощно- или животномолочных продуктов."

Значение правильного прикладывания огромно для формирования полноценной лактации у матери, для длительного и успешного грудного вскармливания.

Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на достаточную выработку молока. Только при правильном прикладывании малыш может высасывать молока столько, сколько ему необходимо. Только правильное прикладывание не вызывает у матери никаких неприятных ощущений во время кормления и только при правильном прикладывании никогда не бывает необходимым прерывать кормление из-за болезненных ощущений, т.к. их просто нет.

Как же выглядит правильное прикладывание ребенка к груди?

Ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном "бодательном" движении головкой, поднимающем грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладываемым под грудь опущенным, но не высунутым языком. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким настолько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мягкого неба, т.е. сосок вместе с ареолой должны фактически заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, можно помочь ребенку, соском по нижней губе ребенка, что вызовет рефлекторное движение губ и раскрытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь будет ее лизание и только потом уже захват.

При правильном захвате груди у ребенка сохраняется широко раскрытый рот, сбоку видно, что нижняя губа полностью вывернута (ее выталкивает передний край языка, лежащего на нижней челюсти). Ареола полностью входит в рот ребенка, если она маленькая. Если ареола большая, то захват ее практически полный, несимметричный. Снизу ребенок захватывает ареолы больше, чем сверху.

Эффективность сосания определяется не через создание отрицательного давления, а через ритмичный массаж ареолы, осуществляемый движениями языка ребенка.

Бутылочку любой формы и с любым размером дырочки ребенок сосет также, как взрослый сосет из соломинки: путем создания отрицательного давления. Язык в сосании из бутылочки не участвует. Доящих движений языка нет. Язык обычно находится за нижней челюстью. Поэтому, когда к ребенку, привыкшему сосать бутылочку в рот попадает грудь, он не знает, что с ней делать. В крайнем варианте неправильного прикладывания сосок попадает между челюстями, ребенок сосет грудь также, как бутылочку. Если сосок находится между челюстями, мама обычно испытывает довольно сильные неприятные ощущения. Выраженность болевых ощущений зависит от толщины кожи ареолы и индивидуальной чувствительности женщины. Но в любом случае довольно быстро сосок травмируется и часто уже на вторые сутки после родов при неправильном прикладывании появляются ссадины, которые переходят в трещины, если прикладывание не исправляют. Эта ситуация настолько обычна, что многие женщины считают образование трещин неизбежным злом, сопутствующим грудному вскармливанию.

Очень "коварным" оказывается безболезненный вариант неправильного прикладывания. В этом случае собственно сосок попадает за челюсти и лежит на языке вместе с незначительной частью ареолы. Ребенок его и сцеживает.. В этом случае маме не больно, т.к. сосок ребенок не прикусывает. Малыш даже получает какие-то количества молока. Но грудь не получает достаточной стимуляции и хорошо не опорожняется. Это постепенно приводит к уменьшению количества молока. Обычно ребенок в этом случае не очень хорошо прибавляет в весе. Или наблюдается постепенное уменьшение прибавки. Например, в первый месяц ребенок прибавил 900г, во второй – 600, в третий – 450. Если при этом ребенок соматически здоров, кормится по требованию, ничего не сосет кроме груди, то вероятнее всего имеет место безболезненный вариант неправильного прикладывания.

Если женщина никогда не видела, как должен сосать ребенок, если ей никто не показывал, как правильно подавать ребенку грудь и как он должен сосать, как контролировать качество прикладывания во время сосания, очень велика вероятность, что сама она приложит малыша не совсем правильно и не сможет обучить его правильному поведению у груди. Она ведь не знает, что тут чему-то надо учиться…

В те далекие времена, когда грудное вскармливание в нашем обществе было обычным явлением, а не редким исключением, каждая женщина могла помочь начинающей кормить матери, исправить ее ошибки, показать необходимые приемы.

В настоящее время большинство женщин не имеют возможности учится материнству практически. Многие читают разнообразные журналы и книги для родителей и потом пытаются ухаживать за своим младенцем и кормить его, основываясь на полученных теоретических знаниях.

К сожалению, правильному прикладыванию ребенка к груди невозможно научиться по книгам, журналам и картинкам. Необходимо практическое обучение. В роддомах, где появляется на свет большинство современных младенцев в индустриально развитых странах, никто таким обучением не занимается. Подавляющее большинство медработников не имеют необходимых для этого знаний. То, что необходимо для успешного обучения другой женщины – это прежде всего личный положительный опыт грудного вскармливания. Медицинские сестры и акушерки, как и большинство современных женщин, такого опыта не имеют. Неправильное прикладывание, будучи широко распространенным явлением, не вызывает никакого беспокойства со стороны медперсонала. Женщинам даются только рутинные рекомендации по залечиванию ссадин или трещин, если таковые имеются. Если же у малыша и мамы безболезненное неправильное прикладывание и связанный с ним недостаток молока, то проблема решается назначением докорма и заканчивается стремительным переходом на искусственное вскармливание, т.к. докорм дается из бутылки с соской, и к проблеме неправильного прикладывания присоединяется отказ от груди.

Что же делать женщине, прикладывая своего малыша к груди?

Постарайтесь все-таки найти кого-нибудь, кто умеет кормить ребенка грудью. Если нет возможности найти консультанта по грудному вскармливанию (в странах Европы, Северной Америки, Австралии это не проблема), пусть это будет мама, кормящая не первого ребенка, следившая за качеством прикладывания, кормившая долго, не использующая сосок и пустышек, никогда не имевшая и не имеющая проблем с сосками (ссадины, трещины). Понаблюдайте за тем, как она подает ребенку грудь и как ее малыш сосет. Это может быть ваша соседка по палате.

Если вы испытываете неприятные или болезненные ощущения во время сосания ребенка, а медперсонал не может ничего исправить своими манипуляциями, попробуйте найти маму, не испытывающую неудобств при кормлении и сверьтесь с ней.

К сожалению, это не всегда помогает, т.к. размеры сосков, форма груди, размер ротика ребенка очень различны. Оптимальный для мамы вариант, когда ее обучает прикладыванию женщина, имеющая большой практический опыт и умеющая отличать различные варианты прикладывания при разных формах соска.

Например, при первом взгляде на двух кормящих соседок по палате, особенно с некоторого расстояния, может показаться, что у одной мамы все хорошо, а у другой захват не очень глубокий. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что у первой мамы захват получился недостаточный, хотя маме и не больно, ребенок на самом деле лижет сосок и рот открыт недостаточно широко. Малыша надо будет переучивать и маме следить за качеством прикладывания. В другом случае выясняется, что хотя у малыша очень маленький ротик, а у мамы большой сосок, малыш очень хорошо высунул язычок, правильно его расположил и отлично сцеживает грудь.

При прикладывании ребенка постарайтесь следовать общим рекомендациям:

Вкладывайте грудь ребенку ТОЛЬКО В ШИРОКО ОТКРЫТЫЙ РОТ! Не пытайтесь протолкнуть сосок в полуоткрытый ротик, скорее всего ребенок зажмет его челюстями или возьмет его недостаточно глубоко.

Старайтесь действовать быстро, т.к. широко открытым ребенок держит рот секунду-две. Если вы не успели, дождитесь следующего раза. Помогите малышу открыть ротик, проводя соском по нижней губке несколько раз подряд.

Проявляйте терпение. Очень часто я наблюдаю такие мамины действия: мама берет малыша, пытается его приложить, ребенок проявляет активный поисковое поведение, вертит головой. Мама говорит: "Он не хочет!" То есть мама инстинктивное поведение ребенка, направленное на поиск соска воспринимает, как отрицательный ответ взрослого человека! Или, например, очень часто бывает, когда мама соском дотрагивается до нижней губки ребенка, он сжимает ротик. Мама опять сразу же говорит, что ребенок не хочет сосать. А между тем, если бы она продолжила предложение, то малыш обязательно открыл бы рот. Ведь ребенок еще не понимает, что от него хотят. Он не знает, что от него ждут открывание рта. Большинству детей для формирования устойчивого навыка правильного захвата соска, в ответ на мамино предложение, требуется не менее двух недель!

Очень часто, захватив грудь правильно, младенец во время сосания сползает на кончик соска и начинает его прикусывать. У мамы появляются болезненные ощущения, но она их терпит. Болезненное сосание терпеть недопустимо! Ребенок не знает, что он сосет неправильно! Его необходимо научить правильно сосать. Если малыш начинает сползать на кончик соска, грудь необходимо правильно забрать (разжав малышу челюсти, быстро засунув кончик пальца в уголок рта) и подать заново.

Обычно ребенок сползает на кончик соска в том случае, если во время сосания он не касается носиком груди. В большинстве роддомов рекомендуют грудь над носиком придерживать пальцем, чтобы легче было дышать. Но ребенок ощущает грудь лицом! Он должен касаться груди носиком во время сосания. Такое положение должно сохраняться во время всего сосания и в любом возрасте малыша. Если новорожденный не касается носиком груди, то он не чувствует, что он уже на "месте", и может совершать поисковые движения с соском во рту! Его мама тут же говорит, что ребенок не хочет сосать. Носик малыша так устроен, что кончиком он делает в груди "ямку" и дышит через маленькие треугольные или продолговатые щелочки у крыльев носа. Поэтому нет никакой необходимости придерживать грудь пальцем над носиком. Кроме того, что этот маневр портит прикладывание, он еще способствует возникновению лактостазов в верхних долях железы, т.к. мама своим пальцем пережимает протоки и затрудняет отток молока.

Малышу нельзя позволять оттягивать сосок или пропускать его между челюстей туда-сюда. Необходимо придерживать головку при попытках оттянуть сосок. И забирать грудь, если малыш начинает "баловаться", причиняя маме боль. Ребенку более старшего возраста нельзя позволять поворачивать голову с соском во рту, если ему хочется посмотреть на какой-то предмет. Малыш должен следить за интересующим предметом только глазами. Или должен отпустить грудь и повернуть голову, если это ему так необходимо.

Отдельно хочу отметить "неудобные" формы соска – плоские соски, втянутые, длинные, толстые. Любой новорожденный, способный сосать, может приспособиться к любой форме соска своей матери. Мама, имеющая сосок "нетрадиционной" формы должна проявить больше терпения и настойчивости в обучении ребенка правильно сосать. И она должна постараться, чтобы ее малыш никогда не получал в рот других "оральных объектов", т.к. они в любом случае покажутся ему более удобными для сосания, чем материнская грудь.

Для мамы с плоскими и втянутыми сосками очень важен момент втягивания ребенком груди в рот. Если малышу в рот попадает бутылка пустышка или соска, он перестает делать втягивающее движение. Соска и пустышка и так вытянуты, их не надо втягивать дополнительно. Поэтому, когда малышу в рот попадает мамин плоский сосок, он просто открывает рот и ждет, не пытается его втянуть. Маме с плоскими или втянутыми сосками надо постараться не допустить попадания в рот ребенку других объектов для сосания. При необходимости давать докорм или свое сцеженное молоко можно из ложечки, шприца или пипетки.

Если у мамы длинные и (или) большие соски, ей очень важно вкладывать их в рот как можно глубже, пронося собственно сосок мимо челюстей. В случае с длинным соском ребенок очень часто смыкает челюсти на соске или сразу за соском. Ареола в рот практически не попадает, малыш ее не сцеживает, получается, что он просто лижет сосок. Молоко он сцедить так не может, грудь не опорожняется и не стимулируется. Начинается нехватка молока. Большой сосок невозможно вложить в недостаточно открытый ротик. Малыш, пососав соску или пустышку, перестает широко открывать рот, т.к. для сосания этих предметов совершенно не нужно открывать рот широко.

Ребенок с самым маленьким ротиком может сосать грудь своей мамы с самым большим или длинным, или любым другим "неудобным", с нашей точки зрения, соском. Надо только правильно вложить грудь в рот, проявить терпение и настойчивость. Всего-навсего.

Обучая ребенка правильно сосать, мама обеспечивает ему в будущем полноценное, идеально подходящее питание, а себе – продолжительную стабильную лактацию.

2

здравствуйте, мамочки!
скажу вам две ОЧЕНЬ важные вещи:
есть только 2 признака того, что молока не хватает ребёнку! 1. число пописов за сутки меньше 12и. за сутки! не за день. если ребёнок писает 7-10 раз - маловато, надо смотреть, правильно ли организовано ГВ.
2. набирает меньше 100 г в неделю. но это критично только в первые месяцы, потом могут быть скачки роста, может быть увеличение двигательной активности.

я позволю себе скопировать сюда две очень содержательные статьи о ГВ. уважаемые модераторы, надеюсь, это позволительно, если нет - пожалуйста, переместите их, куда сочтёте нужным.
авторы статей - консультанты по грудному вскармливанию. у нас в городе пока нет таких специалистов, увы. надеюсь, что только пока.

3

Недостаток молока в вопросах и ответах 2003

Опубликована в «Лизе» в 04.03

— Пожалуйста, расскажите, что нужно сделать, чтобы увеличить количество молока?

Именно с таким вопросом чаще всего обращаются мамы по телефону к консультантам по лактации. Мы попросили Майорскую Марию Борисовну — опытного консультанта по грудному вскармливанию, ответить на типичные вопросы мам, посвященных наболевшей проблеме — недостатку молока.

— Я хочу кормить грудью, но, глядя на опыт подруг, начинаю сомневаться — вдруг молока не хватит. Может быть, есть какие-то специальные упражнения или диета, которую необходимо соблюдать во время беременности, чтобы молока впоследствии было много?

Никакие специальные действия во время беременности для профилактики недостатка молока не нужны. Настоящая неспособность к грудному вскармливанию встречается крайне редко. При хорошей психологической поддержке и соблюдении ряда простых правил кормить грудью способны 97% женщин. Единственный совет — запаситесь достоверной положительной информацией о кормлении грудью и не настраивайтесь на неудачу! А вот бутылки и смеси лучше пока кому-нибудь отдать.

Наличие в доме пустышек, бутылочек, держателей для бутылок, подогревателей питания, молочных смесей, это допущение мысли о том, что кормление грудью может не получиться. Даже если ребенка придется докармливать, при налаживании грудного вскармливания его докармливают сцеженным молоком из ложечки и никакие специальные аксессуары для этого не нужны. Если же понадобится использовать молочную смесь, прилавки наших магазинов просто ломятся от соответствующей продукции — купить все необходимое можно будет за 1 день.

Получить компетентную информацию, познакомится с кормящими мамочками, заручиться поддержкой на будущее можно на курсах подготовки к родам или у консультантов по лактации.

— Моему ребенку уже 3 дня, а молоко еще так и не пришло. Придет ли оно, и хватит ли его ребенку?

Если будете прикладывать к груди, обязательно придет! Не нужно отчаиваться.

Во-первых, возможно вашему малышу пока и не нужен большой объем питания. Нескольких капель молозива ему вполне хватает, главное, чтобы он получал их по первому требованию. Возможно, его желудочно-кишечный тракт вообще еще не готов принимать молоко, и молозиво — единственное что ему сейчас необходимо. При рождении недоношенного ребенка, в частности, ребенок сохраняет потребность в молозиве на протяжении 2 недель.

Во-вторых, смена состава молока у каждой женщины происходит по своему индивидуальному графику. Сроки сильно варьируются у различных женщин. На третий день у некоторых женщин в груди присутствует пока только густое молозиво и оно заменится переходным молоком только к 5-6 дню. Это вариант физиологической нормы, ребенок на это рассчитан.

— После операции кесарева сечения молоко пришло с большим опозданием, только на 10 день. Ребенок сейчас постоянно у груди, но я все время опасаюсь, что ему не хватит молока. Что мне нужно делать, чтобы молоко не ушло?

Ответ простой — его нужно кормить грудью. Только грудью, ничем не докармливая, и молоко никогда никуда не «уйдет». Забудьте о том, что было в начале, сейчас главное — наладить нормальную систему «спрос» — «предложение». А она налаживается только за счет неограниченного кормления грудью. Кормите ребенка днем и ночью, столько, сколько ему нужно. Не бойтесь «перекормить». Грудным молоком перекормить невозможно. Ребенок изначально рассчитан на то, что на начальном этапе установлении лактации он будет высасывать гораздо больше, чем может усвоить. Продолжительное сосание груди будет стимулировать образование молока и его обязательно хватит.

— Сейчас ребенку молока хватает, но говорят, что дальше он будет есть больше. Я пыталась сцеживаться, но у меня ничего не получилось, значит ли это, что у меня мало молока?

Нет, конечно. Женская грудь не рассчитана на то чтобы «давать» дополнительное молоко. Поэтому ее не нужно «раздаивать» и сцеживать. Наоборот, молока должно вырабатываться ровно столько, сколько необходимо ребенку. А для этого грудь должна «понимать» сколько ему нужно. Это оценивается нашей гормональной системой по количеству прикладываний ребенка к груди и объему молока, высасываемого за сутки. Если мама будет дополнительно сцеживать молоко, то информация, поступающая в ее гормональную систему, будет ошибочной.

Гормональная подгонка, приспособление организма матери к кормлению именно этого ребенка приблизительно с таким аппетитом происходит первые 3 месяца кормления. У некоторых женщин этот процесс идет быстрее, но не менее 3 недель. После чего молока должно вырабатываться ровно столько, сколько нужно и не больше. Поэтому сцедить будет просто нечего.

— Я даю ребенку две груди в одно кормление, но даже после этого он не всегда засыпает, нервничает, приходится докармливать смесью. Как увеличить количество молока?

Прежде всего, запомнить, что сытый ребенок далеко не всегда засыпает, а голодный совсем не обязательно беспокоится и плачет. У маленького ребенка тысячи причин для беспокойства, и голод далеко не главная из них. Судить о том, наелся ребенок или нет только по его поведению в корне неправильно! Если ребенок старше одного месяца, он может вообще не хотеть спать и протестовать против того, что его не понимают!

Затем следует перестать перекладывать ребенка от одной груди к другой во время одного и того же кормления. Наоборот, кормить нужно одной и той же грудью на протяжении хотя бы 2 часов, сколько бы раз ребенок ее ни попросил. Более богатая жиром, задняя часть молока никогда не льется из груди потоком, ее необходимо выдаивать по каплям, поэтому в норме, ребенок периодически сосет грудь медленно, по каплям. Он биологически рассчитан на нормальную лактацию и на разные ритмы сосания в зависимости от состава молока и интенсивности потока. Эти навыки формируются при продолжительном сосании одной и той же груди. Когда мама перекладывает ребенка от одной груди к другой, она мешает выработке этого навыка. Ребенок привыкает сосать грудь только тогда, когда из нее льется и бросать ее, как только поток ослабевает. Таким образом, он действительно недополучает молока, но вовсе не потому, что у мамы его недостаточно. Просто он не умеет сосать правильно. Если мама настаивает на своем и перестает перекладывать ребенка к другой груди ребенок перестраивается за 3-4 дня. Как правило, после такой перестройки, оказывается, что ребенку вполне достаточно того молока, что вырабатывает мама.

— Мой ребенок находится на исключительно грудном вскармливании. Он уже большой и выработал свой ритм прикладываний — раз в 3 часа. Ночью практически не просыпается, легко успокаивается пустышкой. Все бы хорошо, но у нас очень маленькая прибавка в весе. Неужели моему ребенку не хватает молока, ведь он такой спокойный?

Конечно, ему может не хватать! Несмотря на то, что ребенок не получает ничего кроме молока, все правила организации грудного вскармливания грубо нарушены. Физиология лактации подчиняется определенным законам, и несоблюдение этих законов обязательно скажется на выработке молока. Никто же не удивляется тому, что для нормальной работы автомобиля, в него периодически необходимо заливать бензин и масло. Если этого не делать, машина встанет. То же и с женской грудью. Для того, чтобы она вырабатывала достаточно молока необходимо соблюдение трех главных условий: достаточная частота прикладываний к груди, хорошее опорожнение груди и наличие ночных кормлений. Эти условия напрямую следуют из физиологии лактации. Все правила успешного грудного вскармливания, по сути своей обеспечивают соблюдение этих трех условий.

Достаточная частота прикладываний обеспечивается при кормлении по требованию ребенка. Причем грудь рассчитана на физиологическую норму требований, которая никогда не бывает меньше 12 раз в сутки. При сокращении числа прикладываний количество вырабатываемого молока постепенно уменьшается и сходит на нет. Поэтому здоровый малыш на грудном вскармливании независимо от возраста прикладывается к груди где-то 1 раз в час во время бодрствования и раз в 2-3 часа во время сна. Среднее число прикладываний в любом возрасте колеблется от 12 до 20 и примерно равняется 15.

Достаточное опорожнение груди происходит при соблюдении физиологического ритма чередования груди и наличии правильного прикладывания. Как уже было показано в предыдущем вопросе, для более полного опорожнения необходимо прикладывать ребенка к одной и той же груди на протяжении хотя бы двух часов. Однако и это не поможет, если ребенок не умеет правильно захватывать грудь. Если ребенок кроме маминой груди периодически получает бутылочку или сосет пустышку, то его прикладывание к груди «портится». При неправильном прикладывании ребенка к груди совсем по-другому работает его челюстно-лицевой аппарат. Ребенок не «сдаивает грудь деснами, а пытается тянуть так, как это делает взрослый человек, когда сосет через соломинку. При этом, значительно уменьшается объем молока, который поступает к ребенку. Кроме того, к ребенку практически не поступает жирная часть молока, которая находится в дальних порциях. Получается, что как бы долго ребенок не сосал грудь, он всегда будет получать обедненное молоко. Такая диспропорция не может пройти незаметно. Чаще всего она сказывается на весе и самочувствии малыша.

Ночные кормления необходимы для того, чтобы в организме мамы поддерживался достаточный уровень пролактина, гормона отвечающего за выработку молока. Пролактин — «ночной» гормон, его выработка ночью в несколько раз больше, чем днем. Если малыш часто сосет ночью, то вырабатывается достаточное количество пролактина, чтобы поддерживать лактацию. Именно поэтому мама может кормить грудью не только новорожденного, с которым она не расстается, но и достаточно большого ребенка, от которого она уходит на целый день и кормит его только ночью. Эта система отлаживалась за миллионы лет эволюции. Продолжительное ночное кормление — это очень удобный и разумный биологический механизм, облегчающий уход за взрослеющим ребенком, и позволяющий маме успешно выполнять все свои многочисленные обязанности.

Теперь, давайте подведем итоги. Ребенок прикладывается к груди недостаточно часто. Сосет пустышку, следовательно имеет неправильное прикладывание к груди. Прикладывается каждый раз к новой груди, вместо того, чтобы продолжительно сосать одну и ту же. Да еще и не сосет ночью! Рано или поздно такое кормление должно было отразится на качестве молока, что и случилось. Малыш стал плохо набирать в весе.

Как правило, в такой ситуации достаточно исправить ошибки в организации кормления и состав молока придет в норму. Ребенок начинает нормально набирать в весе через 1-2 недели после полного исправления ошибок.

— Когда я взвешиваю ребенка, оказывается, что он высосал от 20 до 50 г. Иногда стрелка весов вообще не двигается, а ведь ребенок сосал целый час! Я докармливаю и молока становится все меньше. Что делать?

Перестать взвешивать ребенка, считать граммы или миллилитры, а начать считать… мокрые пеленки. Ребенок не носит пеленок, он в памперсе? Не беда, снимите памперс и посчитайте число мочеиспусканий за сутки.

Дело в том, что количество «залитого» в ребенка молока, неважно отсосал ли он его сам или его влили в него другим способом, никак не отражает то количество, которое он на самом деле усвоил и ничего не говорит о составе молока, которое он получил. Состав молока мамы меняется в течение суток, меняется от кормления к кормлению, меняется даже в течении одного кормления! Ребенок может получить 100 г молока и усвоить из них 10, а в другое время высосать всего 20 г и усвоить все 20. Более того, информация о том, сколько ребенок высосал одномоментно, никак не связана с тем, сколько он высосет через час или вечером. Потребности в сосании изменяются в течении дня, причем, как правило, ребенок старше месяца уже сосет по-разному в те моменты, когда хочет поесть и в те моменты, когда хочет просто пообщаться. Поэтому уже достаточно давно, во всем мире отказались от так называемого «контрольного вскармливания», когда ребенка взвешивают до и после кормления, так как оно не информативно и не дает никакой информации ни о потребностях ребенка, ни о количестве молока у матери!

Более информативным будет оценка того количества молока, которое ребенок действительно усвоил, то есть оценка суточного объема мочи. Объем мочевого пузыря безусловно индивидуален и зависит от размеров ребенка, то есть напрямую связан с его ростом, весом и возрастом. Маленький ребенок не может подобно взрослому сходить в туалет по-маленькому, когда угодно. Он это делает только тогда, когда его мочевой пузырь переполнен! Поэтому не нужно измерять точный объем мочи, произведенной ребенком, достаточно посчитать сколько раз он это делает. В норме ребенок на грудном вскармливании с 10-14 дня жизни делает это 10-12 раз в сутки, мальчики чаще, чем девочки. Подсчет числа мочеиспусканий за сутки даст действительно достоверную информацию о том, хватает ли молока ребенку, если ребенок находится на исключительно грудном вскармливании, что должно продолжаться не менее 6 месяцев.

Если количество мочеиспусканий ребенка вписывается в нормы, маме следует успокоиться и продолжать кормить. У нее достаточно молока!

Если же количество мочеиспусканий в нормы не вписываются, то, безусловно, необходимо обращаться к специалисту. Самостоятельно назначать докорм без оценки специалистом числа мочеиспусканий — категорически недопустимо и является грубейшей ошибкой в организации грудного вскармливания. Частота докорма, объем докорма должен определяться индивидуально, одновременно с организацией мер, по увеличению лактации.

— А какие меры по увеличению лактации можно предпринимать самостоятельно, без консультанта?

Любые меры можно применять самостоятельно, если уметь это правильно делать.

Основные меры заключаются в исправлении ошибок организации кормления. Выбросить пустышку, перестать допаивать ребенка водой, перестать докармливать ребенка из бутылочки, а давать докорм только ложкой — может любая мама. Если есть кому проконтролировать правильность прикладывания ребенка к груди, этим стоит немедленно заняться. Однако, не исправив прикладывание к груди, не стоит пытаться увеличивать частоту прикладываний. Если ребенок прикладывается к груди правильно, можно начать прикладывать ребенка к груди почаще, предлагая грудь буквально на каждый писк или поисковое движение. Если мама умеет удобно кормить лежа, ей стоит обратить внимание на частоту ночных кормлений. Если не умеет, то ей придется сначала научиться удобно кормить лежа днем, только тогда она сможет это делать ночью спокойно.

— Помогают ли специальные чаи или рецепты «для молока» увеличить лактацию?

Помогают, но очень незначительно. Совсем не помогут, если мама продолжает совершать ошибки в организации кормлений. Зато, большая часть из них может вызвать избыток молока, если у мамы и так хорошо налаженная лактация, а она решит их принимать. А это не такая уж и безобидная вещь.

На нас, консультантов, часто обижаются за то, что мы по телефону не даем никаких рецептов лактогонных сборов. Но ведь эти рецепты не тайна за семью печатями и их можно найти в популярной литературе, если хотите, я приведу здесь три самых популярных. Однако прежде чем применить любой из них, мама должна быть абсолютно уверена, что у нее действительно есть нехватка молока.

Любой консультант по лактации знает, что в подавляющем большинстве случаев, мама неправильно оценивает состояние своей лактации. По статистике, в 42% случаев обращений по телефону при подробном опросе выясняется, что недостатка молока не наблюдается. У мамы — стабильная лактация, молока вырабатывается ровно столько, сколько необходимо ребенку. Если молока начнет вырабатываться больше, оно будет застаиваться. При этом оставаться будет именно жирная часть молока, что грозит маме застоями и лактостазами, а ребенку — изменением состава молока, которое он получает! Действительно, общий объем молока, который высасывает ребенок останется неизменным, ему совершенно незачем высасывать больше, а объем молока изменился. Так как ребенок сначала высасывает так называемое переднее молоко, а только потом заднее, то он будет получать гораздо большую порцию именно переднего водянистого молока. В свою очередь заднего молока, богатого жирами и ферментами он недополучит, потому что уже насосался водой! Вот так, желая вырабатывать побольше молока мама создает себе и ребенку только новые проблемы.

Ореховое молочко. Для приготовления орехового молочка нужно взять 1 столовую ложку измельченных грецких орехов, засыпать ее в термос и залить 1 стаканом горячего, доведенного до кипения молока. Настаивают в течение 3 часов, и пью теплым мелкими глотками в течение дня.

Морковь тертая с молоком. В стакан помещают 3-4 столовые ложки тертой моркови, заливают молоком (или сливками) и пьют по 1 стакану 2-3 раза в день.

Настой семян укропа. Одну столовую ложку семян укропа заливают горячей водой (1 стакан), настаивают 2 часа. Пьют по полстакана на прием два раза в день. Самостоятельно можно начать принимать

Я советую применять такие сборы мамам при состоянии неуверенности, как поддерживающую терапию в течении 1-2 недель, после чего либо лактация уже налажена, либо есть необходимость в применении специальных мер.

К специальным мерам относится индивидуальный график прикладывания ребенка, индивидуальный график докорма, обучение мамы некоторым приемам ухода, и т.п.

— А если время упущено, молоко пропало, неужели ничего нельзя исправить?

Можно, если обращаться к специалистам. Если ребенок младше 8 месяцев молоко всегда можно вернуть, особенно если оно никуда и не пропадало. Часто мама считает себя неспособной нормально кормить, докармливает ребенка и при этом мучается от постоянных уплотнений. Она вполне могла бы кормить ребенка только собственным молоком, но даже и не догадывается об этом! Неспособны к полноценной лактации всего 3 % женщин! Ошибки в организации кормления могут привести к временному недостатку молока, если их начать исправлять, то всегда можно восстановить прежний объем.

Если же недостаток молока связан с какими-то функциональными причинами, то всегда можно организовать смешанное вскармливание причем количество докорма часто гораздо меньше того, что мама давала ребенку по собственной инициативе. При этом ребенок получает достаточно большой объем грудного молока. После исполнения ребенку 6 месяцев докорм постепенно заменяется на прикорм, просто объем прикорма у такого ребенка больше. Сравнивая двух годовалых малышей, питающихся уже практически с общего стола и продолжающих получать материнское молоко, бывает трудно понять, кто из них до 6 месяцев ел только маму, а кто получал докорм. Грудное вскармливание может дальше продолжаться без проблем не менее 2-3 лет. Поэтому консультанты по лактации сейчас говорят так: всего 3 % женщин неспособны выкормить ребенка исключительно грудью до исполнения ему 6 месяцев, но кормить ребенка грудью до 2-3 лет могут все, у кого сохранилась хотя бы одна грудь!

Майорская М. Б. консультант по лактации

4

Организация кормления: кормление по требованию, ритмы 2004

Кормление по требованию это краеугольный камень естественного вскармливания. Именно этим оно отличается от распространенного в середине 20 века кормления грудью по режиму. Однако многие мамы видят в этом принципе призыв к анархии и постоянную привязанность к ребенку и подчас отказываются ему следовать, даже не испытав. А между тем кормление по требованию является очень удобным для мамы, если оно правильно организовано. Грудное вскармливание — это обоюдный процесс, поэтому говоря о кормлении по требованию подразумеваются требования не только со стороны ребенка, но и со стороны матери. О требованиях со стороны ребенка мамы обычно наслышаны, но многие из них не представляют на самом деле, что представляет собой это требование. О требованиях со стороны матери большинство имеет самое смутное представление. Итак, давайте разберемся с этими понятиями.
Кормление по требованию ребенка

В основном частоту прикладываний регулирует ребенок. Любое беспокойство, плач или поисковое поведение, когда малыш вертит головой и ловит ртом находящиеся поблизости предметы, являются выражением требования приложится к груди. Ребенок может делать такие движения даже во сне, и ему можно и нужно дать грудь сонному, он будет сосать не просыпаясь. Малыша первых месяцев жизни следует прикладывать к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь когда он хочет и сколько хочет. Это необходимо не только для насыщения ребенка, но и для его психоэмоционального комфорта. В минуты беспокойства, для психологического комфорта малыш может прикладываться к груди до 4 раз в час. В общей сложности у малыша первых месяцев жизни в течение суток бывает 12-20 кормлений.

Как правило, такая частота пугает неопытных мам. Во-первых, они, порой, бояться перекормить малыша. Однако такие опасения необоснованны. Желудочно-кишечный тракт новорожденного у любого млекопитающего, в том числе и человеческого детеныша, приспособлен не к кормлению по часам, а к непрерывному кормлению! Грудное молоко может усваиваться в кишечнике в неограниченных количествах, благодаря тому, что содержит ферменты для собственной переработки. Таким образом, грудное молоко является уникальной пищей, которая помогает сама себя усваивать. Именно поэтому оно усваивается лучше, чем любая суперсмесь.

С другой стороны, мамочки бояться, что ребенок будет сосать практически непрерывно. Однако, требования ребенка не хаотичны, а распределяются в течение суток в определенном ритме, к которому может подстроиться любая мама. У здорового малыша первых 2-х месяцев жизни примерный интервал между требованиями в дневное время составляет 1-1.5 часа, в ночное время интервал может увеличиться и за ночь ребенок прикладывается всего 3-4 раза. В основном сосания сопровождают сон младенца в стадиях засыпания и пробуждения.

Начиная с 2 месяцев прикладывания становятся более редкими. Интервал между ними возрастает до 1.5-2 часов, однако кормления по-прежнему окружают сны ребенка. Ночной ритм прикладывания не меняется. К 4-6 месяцам прикладывания к груди становятся еще реже, но, тем не менее, их число не падает ниже 12 кормлений в сутки и они по-прежнему связаны со сном. Это оптимальное число прикладываний малыша груди для обеспечения нормальной лактации.

Некоторые дети сосут гораздо чаще, а некоторые — реже этого ритма. Почему так происходит?

Если есть причины для дискомфорта, частота требований ребенка увеличивается, и он начинает чаще и продолжительнее сосать. Продолжительное сосание компенсирует стресс, а на маминых руках он ощущает себя в полной безопасности. Как только дискомфорт преодолен, младенец возвращается к частоте прикладываний, свойственной его возрасту. Чем меньше младенец, тем больше времени требуется для преодоления дискомфорта. Очень часто и долго сосут дети, тяжело пережившие роды и имеющие повышенный статус тревожности. Как только стресс компенсируется, а на это может уйти от нескольких дней до нескольких недель, частота сосаний снижается до нормальной.

А в каких случаях дети сосут реже? Если ребенок много и долго спит, он прикладывается раз в 2.5-4 часа. Как правило, это малыш, приученный к таким перерывам в родильном доме, либо перенесший сильный стресс, который он пытается компенсировать во время сна. Длинный продолжительный сон характерен также для ослабленных, недоношенных, больных детишек. Однако это не является физиологической нормой, и рано или поздно скажется и на состоянии лактации, и на состоянии ребенка. Женская грудь рассчитана на физиологическую норму требований, которая никогда не бывает меньше 12 раз в сутки. При сокращении числа прикладываний количество вырабатываемого молока постепенно уменьшается и сходит на нет. Ребенок, в свою очередь, рассчитан на частое поступление небольших порций молока. Увеличение интервала между прикладываниями приводит к перерастягиванию стенок желудка, ребенку для насыщения требуется порция гораздо больше той, что он может усвоить. Поэтому, чаще всего, при таком кормлении, через несколько недель или месяцев, даже при наличии достаточного количества молока у мамы, ребенок начинает хуже прибавлять в весе. Для такого ребенка очень актуальным будет как раз кормление по требованию матери, которая не позволит ему «просыпать» кормления. Кстати, мнение, что именно длительный сон будет компенсировать стресс младенца, ничем не подкрепляется, природа предназначила ребенку единственный физиологический механизм компенсации — длительное пребывание на руках матери с продолжительным сосанием груди. Чем скорее малыш это поймет, тем быстрее избавится от своих проблем. Как же выглядит такое кормление?
Кормление по требованию матери

Мать и дитя представляют собой после родов неразрывный симбиоз, практически единый организм, который слаженно работает в едином ритме, так же как это происходило в процессе вынашивания ребенка. Безусловно мама выполняет в этом симбиозе ведущую роль, однако желания обеих сторон равноправны и должны соответственно удовлетворяться. У мамы существует потребность приложить ребенка к груди, такая же сильная как и у ребенка ее сосать. Она возникает каждые 1.5-2 часа днем и 3-4 раза за ночь. В первые дни кормления, когда у мамы начинаются приливы молока, она обнаруживает эту потребность очень легко. Как только малыш пытается проспать более 1.5 часов, у мамы сразу же переполняется грудь. Как правило, многие мамы терпеливо ждут, пока малыш проснется и через некоторое время престают ориентироваться в своих собственных потребностях. На самом деле нет никаких препятствий, чтобы предложить грудь сонному ребенку, особенно, после того как он проспал больше часа. Если мама поднесет ребенка к груди и начнет раздражать соском нижнюю губку малыша, он откроет свой ротик и начнет ловить сосок. Каждой матери нужно знать, кормление и сон ребенка — это процессы, которые не мешают друг другу и могут идти параллельно. Более того, малыши предпочитают спать под материнской грудью, мирно посасывая ее. Именно поэтому, руководствуясь своим внутренним ритмом, мать должна сама предлагать ребенку грудь с частотой раз в 1-2 часа днем и раза 3-4 ночью. Как правило, ритмы мамы и ребенка подстраиваются друг под друга и через некоторое время (у одних мам это занимает пару недель, у других несколько месяцев) грудь перестает переполняться. Мама уже руководствуется не приливами, а некими «внутренними часами», которые, по наблюдениям исследователей соответствуют вышеуказанному ритму.

Если внутренние ритмы мамы были нарушены, то она может их легко восстановить, просто глядя на часы. Особенно актуально контролировать частоту прикладываний для ослабленных детишек (больных, маловесных, недоношенных). Однако маму должно беспокоить, если любой ребенок долго не прикладывается к груди. Это особенно справедливо для малышей первых 3 месяцев жизни.

Когда ребенок становится старше, кормление по требованию матери позволяет ей наладить нормальный ритм дня и успевать делать все свои домашние дела. Гораздо удобнее предложить ребенку грудь тогда, когда это удобно маме и затем какое-то время заниматься своими делами, будучи уверенной, что малыш сыт. Правда ребенок, который получал грудь только по своему желанию и никогда по требованию матери, может отказаться «вдруг» выполнять ее пожелания. Это нарушение поведения, которое было просто немыслимо у наших далеких предков, или у современников, сохранивших архаичную культуру, встречается довольно часто у цивилизованных мам и их детишек. Если мама не начнет выполнять ведущую роль в симбиозе, в частности следить за прикладыванием ребенка, его кормления, вместо того чтобы группироваться вокруг снов, будут распределены в течение дня настолько беспорядочно, что ее жизнь действительно превратиться в хаос! Мамы, которые именно так представляют себе кормление по требованию, на самом деле совершенно не ориентируются в законах природы. Природа не могла сделать этот необходимый для выживания процесс настолько неудобным и беспорядочным. Неужели можно себе представить какую-нибудь туземку или африканку, устраивающуюся кормить свое чадо в любой момент, не сообразуясь с окружающей обстановкой? В дикой природе ситуация может совсем не благоприятствовать спокойному принятию пищи. Мама может в этот момент сама быть занята поисками еды, убегать от хищника, и т.п. Именно мама определяет наиболее удобное и спокойное время для того чтобы покормить малыша. Конечно, речь идет о маме, которая ориентируется в потребностях ребенка, и будет искать удобное время в соответствии с его ритмами. Наш малыш рассчитан точно на такие же взаимоотношения с мамой, как любой африканский малыш, но его этому нужно научить. Он готов прикладываться по требованию матери и учиться встраиваться в ее ритмы, если мама их ему демонстрирует, то есть с самого начала предлагает грудь не только тогда, когда хочет он, но и в те моменты, когда нужно ей самой.

Таким образом, кормление по требованию матери это необходимое условие для организации естественного вскармливания ребенка любого возраста. В первые 2-3 месяца жизни ребенка, оно позволяет поддерживать достаточный ритм прикладываний, обеспечивает оптимальную стимуляцию и опорожнение груди, предупреждает развитие уплотнений и лактостазов. Для детишек со сбитыми физиологическими ритмами, после тяжелых родов и т. п., кормление по требованию матери — единственный способ наладить полноценную лактацию и добиться хорошей прибавки в весе. В последующем, именно кормление по требованию матери, является началом воспитания и помогает маме комфортно организовать грудное вскармливание. Поэтому, дорогие мамочки, не бойтесь кормить по требованию, это можно организовать очень удобно, а если у Вас не получается — обращайтесь к специалистам и Вам всегда помогут!

--------------------

5

И ещё приведу полностью текст ОЧЕНЬ важной статьи с того же сайта. Из которой понятно, сколько у ребёнка причин для плача, кроме голода, который постоянно мерещится молодой и ещё не очень уверенной в себе маме.

О чём плачет новорожденный?

Глава из учебного пособия для среднего медперсонала «Успешное грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя», написанного по заказу Минздрава РФ при поддержке ВОЗ/ЮНИСЕФ

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благо-приятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.

Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту — она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам… Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется, — за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.
Полезно ли детям плакать?

Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.

Мнение, что плача ребенок развивает легкие — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.
Причины плача новорожденного

Главными причинами плача младенца являются:
необходимость в физическом контакте с матерью;
желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
желание, чтобы его покачали;
желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
ощущение холода;
недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
повышенная чувствительность кожи;
тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.

Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.
Каким бывает плач

По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.

Призывный плач — ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.

Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.

Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.

Плач при экскреции — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.

Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.

Правила поведения родителей при плаче ребенка. Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.
Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.

Психолог-перинатолог Ж.В.Цареградская

6

и - опять же, если позволительно - даю ссылку на замечательную библиотеку статей о ГВ
(библиотеку сайта московского цента "Рожана").  и скопирую сюда темы статей, надеюсь, кого-то заинтересует настолько, чтобы сходить по ссылке почитать

http://rojana.ru/content/view/1047/247/

Начало кормления, вопросы организации, питания и т.п.

Основные правила грудного вскармливания.
Питание и питьевой режим кормящей матери.
Пустышка. Можно ли без нее обойтись? 2001
Правильное прикладывание ребенка к груди. Что это такое? 2001
Кормить по требованию ребенка. Что это такое? 2001
Первые проблемы с пищеварением при грудном вскармливании 2002
Организация грудного вскармливания в родильном доме 2003
Организация грудного вскармливания после кесарева сечения 2003
Питание кормящей матери 2003
Контрацептивная эффективность лактации и выбор контрацепции для кормящих матерей 2003
Организация кормления: кормление по требованию, ритмы 2004
Позы для кормления 2004
Восстановление после родов 2005
Кормление с боем 2005

А что делать, если?
А у вас молоко убежало… 2001
Предрассудки о маститах 2001
Любимые заболевания здорового новорожденного 2001
Как увеличить количество молока? 2001
Пора выйти на работу — а как же грудное вскармливание? 2003
Я болею, но кормлю 2003
Недостаток молока в вопросах и ответах 2003
Лактационные кризы 2003
Отказ от груди: ребенок говорит "нет" 2005

7

форум этого сайта хорош тем, что там можно задать вопросы профессиональным консультантам.
это можно сделать и на сайте ассоциации консультантов по естественному вскармливанию - wwwakev.ru
отвечают быстрее на рожане- обычно.

вот, надеюсь, мои сообщения не сочтут спамом :) мне просто очень хочется, чтобы у всех мам было счастливое грудное вскармливание, правда.

8

Nadeya, спасибо за информацию!!!

9

наверное это для моего личного успокоения)))

10

Очень полезная информация. Спасибо!

11

Видео о правильном прикладывании и о ГВ в частности
http://drjacknewman.com/video-clips.asp

12

Зеленая Фея, спасибо!

13

)) Еще ссылки

Вот здесь еще лежит в разделе "Литература" очень хороший источник информации...
В том числе по редким техникам безопасного докорма ребенка (было любопытно почитать про пальцевое кормление, к примеру)
В общем, по ссылке нужно долго ползать и смотреть ) Она неудобная, но очень полезная
http://koalamama.ucoz.ru/index/0-13

И эта ссылка хороша: и практические рекомендации, и общие советы,  и что немаловажно - разбор проблем с ГВ
http://www.ourbaby.ru/info.aspx?id=50

14

Многие не знают, что существуют горячие линии по грудному вскармливанию. Опытные консультанты совершенно БЕСПЛАТНО (только за сам звонок платить надо, конечно) отвечают на любые вопросы по организации ГВ.
Вот несколько номеров московских и питерских.

Санкт-Петербургский фонд поддержки грудного вскармливания

Телефон дежурного консультанта (812) 924-30-80

Сайт: http://www.kormlenie.ru/

Консультант АКЕВ (2005) Эвелина Дергачева (812) 9820511. Сайт http://koalamama.ru/

Объединение консультантов по грудному вскармливанию "Азбука материнства"
Сайт: wwwazbukamama.ru

Телефон горячей линии: (812) 927-03-07

Консультант по грудному вскармливанию Эллина Рыженкова - консультант АКЕВ (2008), обучалась в "Рожане" (Новосибирск, август 2006) тел. 8 911 770 81 18

Центр поддержки семьи и обучения счастливому родительству "Радуга материнства"

Горячая линия по вопросам грудного вскармливания: (495) 648-62-65, 648-62-75

Руководитель Центра - Кудряшова Наталья Константиновна - (495) 484-61-15

Центр обучения и поддержки семьи "МАМА-СИТИ"

Горячая линия по грудному вскармливанию (495) 228-03-29 (ежедневно с 07.00 до 01.00)

Псковская область. Великие Луки

Феоктистова Ирина Михайловна, консультант АКЕВ, обучилась в Мама-Сити в 2009 году.

тел. 8-911-364-00-38, 8-910-422-88-75

15

интересное про молоко на 3м году кормления. ;) см. в середине страницы
http://serebro.livejournal.com/425272.html

Отредактировано Шуник (2010-12-10 17:04:50)

16

Кто-нибудь киньте тел консультанта Нади Туровской, потеряла

17

Немного картинок
http://s44.radikal.ru/i103/1306/69/cd23137179bc.jpg
http://s018.radikal.ru/i522/1306/f0/7beab7ed51aa.jpg
http://s017.radikal.ru/i403/1306/cb/10b0a9648b14.jpg

18

benice:D

19

http://cs411531.vk.me/v411531926/9aff/C3s_gn8tXm8.jpg


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Грудное вскармливание » Грудное вскармливание - теоретическая подготовка :)