Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Детские игры » Зачем и как играть с малышом?


Зачем и как играть с малышом?

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Представь себе, что ты случайно оказалась на какой-нибудь планете X отдаленной галактики Y. Допустим, что ты вполне похожа на тамошних жителей своей внешностью. Но! Ты не знаешь языка, еще не умеешь управляться со своими конечностями и вообще все вокруг ново и непонятно. Представила? Ощутила свою беспомощность? Поздравляю, тебе удалось вернуться на миг в младенчество!

"Да… Нелегко на белом свете жить… Сородичи! Помогите! Как разобраться на что способны эти руки и ноги, голова и прочее, что при мне? Так много всего вокруг… Глаза разбегаются! Уши запутываются! Если во всем этом есть порядок, покажите! Как мне понять, о чем вы постоянно говорите и как вы это делаете?"

Что ж, ответить на этот бессловесный вопль младенца поможет ИГРА!
Игра - это движение.
Движение - это жизнь.
Игра - это жизнь.

В игре он узнает, что руки хватают, мячик катится, а кубик стоит … и сделает еще тысячу столь же гениальных открытий. Играя, ребенок учится. Но играть тоже надо учиться! Так что придется поначалу попотеть, демонстрируя малышу игровые приемы.

Магазины завалены игрушками, как выбрать именно то, что нужно? Ведь прок от игрушек будет, если они подходят ребенку по возрасту, интересуют его. Дарители игрушек! Если вы озабочены развитием ребенка, выбирая игрушку доверяйте не своим вкусам, а потребностям малыша!
Во что играть с ребенком?
Как выбрать нужные игрушки?
Как научить малыша играть самостоятельно?
Как из беспомощного писклявого существа, только что народившегося на свет, вырастить человека активного и творческого?

Итак, в доме появился младенец… Он полностью зависим от вас, родители! Одеть, умыть, накормить, вынести гулять… Хлопот множество! Неужели уже с такой крохой можно во что-то играть?

Правило номер один: Пока малыш не умеет самосоятельно перемещаться, двигаться в игре придется вам!

Предостережение для слишком усердных мам: НЕЛЬЗЯ играть все время, чтобы малыш не перевозбудился, НЕЛЬЗЯ слишком часто менять игры: позвольте малышу наиграться вдоволь, а когда ему станет неинтересно - вы сразу поймете.

Нужно ли кормить ребенка, чтобы он рос? Глупейший вопрос - конечно, да. Так вот, "пищей" для ума младенца являются разнообразная сенсорная (связанная с органами чувств) информация:
Что видят глазки?
Что слышат ушки?
Что попало на язык или забралось в нос?
На что натолкнулось тело?

Поэтому первые игры с малышом - это Знакомство с разными качествами мира.

Во что и как играть?
1. Повесь над кроваткой ребенка 2-3 предмета, на расстоянии 20-25 см от глаз. Лучше выбрать предметы четкой формы, ярких и разных цветов. Предметы можно менять через несколько дней. Учти, что для новорожденного пластиковый яркий стаканчик, с точки зрения новизны, столь же интересен, как сверхдорогая безделушка. Простое рассматривание может интересовать ребенка до 2-3 месяцев, позже он будет тянуться к ним ручками и пытаться ухватить.

2. Движения глаз младенцу нелегко соотнести с перемещениями головы. Следить глазами и поворачивать голову малышу придется, если ты медленно будешь перемещать перед ним вверх-вниз и справа налево какую-то игрушку (можно прикрепить игрушку к палочке, чтобы ребенка не отвлекала твоя рука), передвигать игрушку можно в пределах 1метра, постепенно увеличивая скорость.
* В магазинах продаются разнообразные "мобили" - движущиеся (иногда со звуком) "карусельки" с подвешенными игрушками. При желании такой мобиль можно сделать самостоятельно. Главное - сохранить идею подвижности и заменяемости деталей мобиля.

3. Примерно с 4 недель можно начать "питание" слуха. Сопровождай бытовые сценки разговорами, пением или даже насвистыванием (если умеешь, конечно). Когда малыш научится поворачивать головку, перемещай источник звука и дожидайся, пока он повернет за ним голову.
* Особенный восторг вызывают ритмические звуки (музыка с четким ритмом, стишки).

4. Погремушки - традиционные спутники младенцев. Позаботься об их разнообразии (по цвету, форме, издаваемому звуку, тяжести, материалу). Сначала познакомь малыша с игрушкой, показывая ее и потряхивая. Потом можно привесить ее над кроваткой и, управляя ручкой малыша, толкать ее. С 3-4 месяцев ребенок научится тянуться и захватывать игрушку, Так постепенно движения руки придут к согласию с глазами (зрительно-моторная координация). Когда малыш уже научился удерживать игрушку в ручке, позволяй ему погреметь от души!
* Самостоятельно пошуметь малыш сможет и до 3 месяцев, пока не научился держать погремушку и встряхивать ее. Смастери ему браслетик с бубенчиками или колокольчиком и надевайте иногда на кисти рук. При движениях ручками бубенчики будут звенеть, подкрепляя активность ребенка.

5. "Единый орган чувств" - так иногда называют младенца. Действительно, все тельце ребенка, вся поверхность его кожи - приемник информации о мире. И этот рецептор тоже надо обеспечить "питанием". Прикосновения рук (поглаживания, похлопывания, щекотание и т.д.), одежды, белья, игрушек расскажут малышу, что мир бывает теплый и холодный, гладкий и шершавый, твердый и мягкий, колючий и пушистый.
* Самое чувствительная кожа у человека в области губ и языка. Немудрено, что для ознакомления с новой игрушкой малыш тянет ее в рот. Тебе, мама, придется обеспечить гигиеническую сторону этого контакта, то есть проследить за чистотой вещей, попадающих к младенцу.

ГЛАВНОЕ: не стесняй движений малыша!

Развитие ума до 2 лет напрямую связано с двигательными достижениями ребенка. Ты можешь предоставить малышу возможность полностью раскрыть свой потенциал, если:
- позволишь свободно проявлять активность (не связывай руки и ноги пеленками),
- обеспечишь разнообразные сенсорные контакты (для глаз, ушей, кожи),
- не будешь навязывать игру, когда малыш не в настроении.

Первые 4-6 месяце жизни малыш живет как бы в коконе, сотканном из его собственных ощущений. Они внутренние: голод, холод, комфорт и т.д., и внешние: от глаз, ушей, поверхности тела. Мама выступает посредником между беспомощным ребенком и окружающим миром - обслуживает потребности малыша во всем.

Во втором полугодии жизни эмоции ребенка и его интересы поворачиваются к предметам. Растут двигательные возможности ребенка, начинается активный исследовательский период жизни, и игры становятся более самостоятельными.

2

Как играть с ребенком 6-12 месяцев

Малыш 6-12 месяцев вполне заслуживает прозвище "Хват". Хотя хватание - инстинктивная реакция, именно во втором полугодии жизни она расцветает пышным цветом.

1. В 4 месяца ребенок сгребает предметы всей горстью - как это делают обезьянки. Постепенно, сталкиваясь с различными предметами, он учится приспосабливать руку к захвату, и уже к 9 месяцам может придать руке форму предмета, который хочет схватить.

Ты можешь помочь малышу:
- предлагай ребенку разные по форме, материалу, весу, размеру предметы;
- покажи малышу, как можно ловить предметы: взяв его ладошки в свои, захвати висящую на веревочке игрушку. Приговаривая: "Лови", - повтори игру несколько раз. Если ребенку игра понравилась, попробуй убрать свои руки, пусть ловит сам! Игру можно усложнить, если веревочку с игрушкой медленно перемещать вверх-вниз или из стороны в сторону в пределах досягаемости рук малыша. Если ты перенесешь игрушку налево или направо от ребенка, ему придется действовать руками поочередно или поворачиваться за игрушкой всем телом, соотнося свое поведение с изменяющейся ситуацией.

Ты можешь помешать:
- если будешь вкладывать игрушки в ручку ребенка, не позволяя ему брать предметы самому.

2. Пора прогуляться в магазин игрушек! Или пошарить в кладовке и на антресолях! На пик популярности у младенцев от 6 до 12 месяцев шумно взбираются:
- барабаны (и заменяющие их жестяные банки),
- бубны и колокольчики,
- пищащие резиновые игрушки,
- неваляшки,
- игрушки с различными насыпками,
- старый телефон с диском (его можно крутить),
- поломанный калькулятор (у него много кнопок)

В игрушечном магазине можно найти "пианино" для младенцев, после нажатия клавиш или кнопок такого инструмента раздается звук и выдвигается (или выскакивает) какой-нибудь зверь.

Для развития мелких пальчиковых движений чрезвычайно полезными могут быть маленькие игрушки. НО! Ребенок потянет их в рот и может проглотить! Поэтому для игры сгодятся съедобные предметы - мелкое печенье, ягоды, кусочки овощей.

Внимание!
Чтобы избежать перевозбуждения ребенка, звучащие игрушки должны издавать не слишком оглушительные звуки. Для познавательного развития малыша полезнее звуки разнообразные, но тихие, по силе похожие на человеческий голос. Многие магазинные погремушки не удовлетворяют этим пожеланиям, так что иногда проще изготовить "музыкальный инструмент" самой, например наполнив различным содержимым (горошинами, рисовыми или перловыми зернышками, мелкими камешками и т.д.) пластиковые бутылочки.

3. Не каждый ребенок в будущем станет баскетболистом, но любой младенец тренируется в бросании. Поначалу игрушки сами вываливаются из неловких ручек ребенка, но уже примерно с 4 месяцев малыш намеренно может "выбросить" предмет из кроватки или коляски, затевая игру "Подними - а я выброшу!" Можно заметить, что в первое время малыша интересует то, как его рука отпускает предмет, потом интерес переключается на саму игрушку и то, как она падает вниз (на пол).

Ты можешь помочь ребенку в освоении этого способа манипулирования с предметами:
- предлагай предметы легкие и тяжелые, которые могут прыгать и катиться, падать быстро и медленно (пластиковая бутылка, воздушные шарики, деревянные кубики, резиновые мячики и т.д.)
- пусть он почувствует разницу в их падении;
- поддерживай интерес малыша к игре, вноси в игру приятные эмоции, ободряй словами.
- варианты игры:
*привязать игрушку на шнурок и показать как, потянув за шнурок, ребенок может сам вернуть себе выброшенную игрушку,
** бросать игрушку можно в ведерко или коробку: предметы так здорово гремят, когда ударяются о дно и стенки! Местоположение коробки можно менять, усложняя задачу. А после 8 месяцев можно показать малышу, как складывать предметы в коробку "по порядку".

Ты можешь помешать ребенку:
- если будешь демонстрировать ребенку свою скуку и утомление, даже если игра кажется тебе чересчур однообразной - твое недовольство может отвратить ребенка от освоения своих возможностей,
- если будешь раздражаться в ответ на многократные попытки ребенка бросать предметы - это может привлечь интерес ребенка и он начнет экспериментировать не с игрушками, а с твоими эмоциями.

4. В рейтинге популярности на первых местах у младенцев устойчиво удерживается бумага. Еще бы! Ее можно мять, рвать, кидать, жевать, при этом она шуршит, меняется в размерах и форме - идеальная игрушка!

Проследи, чтобы к малышу попадала чистая бумага, без типографской краски (газеты отбраковать!). Бумага может быть цветная, плотная, мягкая и разная другая.

Поиграй с ребенком в "Подарки": заверни игрушку в несколько слоев бумаги и предложи ему. Сама увидишь, с каким восторгом он обнаружит спрятанный внутри "подарок"!

После полугода вполне можно подсунуть ребенку первую книжку. Если у нее будут толстые картонные листы и прочный переплет, она без ущерба для себя перенесет его игры (грызение, кидание, царапание и весь остальной репертуар действий младенца). Покажи, как можно переворачивать страницы, обрати внимание ребенка на рисунки самых простых предметов, которые есть в окружении малыша: "Посмотри, это - мячик!" До чтения, конечно, еще совсем далеко, сейчас важнее всего ВАШЕ СОВМЕСТНОЕ ДЕЛО, направленное на освоение окружающего мира.

НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙ ! Позволь ребенку проявлять собственную активность, не навязывай ему игру, даже если ты считаешь ее очень полезной и интересной!

5. Общение… Едва родившись, малыш вступает в контакт с миром людей. "Лица… - они такие похожие и разные. Голоса…- они что-то сообщают. Я сам…- надо разобраться кто я такой".

3

Твой малыш учится общению

Ранее мы говорили о том, как малыш осваивает мир предметов: учится их хватать, бросать, узнает об их прыгучести, гладкости, твердости, угловатости и разных других качествах. Но что за нелепость? Мы до сих пор обходили стороной самый значительный для ребенка элемент его окружения - это ЛЮДИ (и прежде всего мама).

Человеческие детеныши рождаются столь беспомощными, что выжить не смогут без взрослого. "SOS! Нуждаюсь в помощи!" - общий смысл первых сообщений ребенка этому миру. Именно окружающие взрослые удовлетворяют все потребности малыша, о которых он оповещает своим плачем. Мы, взрослые, стараемся включить малыша в более разнообразное общение: разговариваем с ним, прикасаемся к нему, приводим к нему других взрослых и т. д.

1. Еще не прошло и месяца и наше чадо уже демонстрирует очевидную радость при приближении человека, или находясь на его руках: неумелая пока улыбка и активное сучение ручками и ножками - этот так называемый "комплекс оживления" - явное свидетельство того, что ребенок отдает предпочтение человеческим существам перед другими окружающими предметами, опознавая его. Первые улыбки малыша рефлекторны, они не относятся к чему-то или кому-то определенному : "Мне хорошо, приятно, я удовлетворен" - вот, что "говорит" малыш улыбаясь нам первые несколько месяцев.

Уже с первых недель жизни, как только глазки научились согласовывать свою работу (фокусироваться) можно повесить на боковую спинку кроватки схематическое изображение человеческого лица (точка, точка, запятая…), вертикальные и горизонтальные группы линий, комбинации кружочков, простые геометрические фигуры.

Заметь, что:
- изображения надо вешать на уровне глаз лежащего ребенка, на расстоянии 20-25 см (младенец близорук!),
- для развития восприятия более подходящими будут черные контуры на белом фоне, чем разноцветные рисунки (контрастные сочетания легче распознаются младенцем, чем розово-голубые пастельные тона, которыми так любят окружать ребенка родители),
- толщину линий меньше 0,3 см младенец вообще не заметит.

Маленький человек постоянно совершенствует свое умение отличать вещи друг от друга (живое и неживое, знакомое и незнакомое…) В 2 месяца малыш уже очевидно будет предпочитать лица живых людей, но еще продолжает улыбаться и рисунку. Еще через пару месяцев рисованная рожица уже не вызовет улыбку, а к 5-6 месяцам ребенок, возможно, будет встречать улыбкой только знакомых людей.

2. Существует поистине замечательная вещь, которая может подарить малышу еще одну возможность встречаться с человеческим лицом. Догадалась? Это ЗЕРКАЛО.

- Пока ребенку нет месяца, можно просто подвесить маленькое зеркальце над кроваткой.
- Потом укрепи зеркало побольше на боковой спинке так, чтобы малыш мог видеть свое лицо и движения, изменяющееся отражение в зеркале будет привлекать внимание ребенка.
- С твоей помощью примерно в возрасте 6 месяцев ребенок может прийти к пониманию того, что его движения заставляют изменяться изображение в зеркале, но на первом году жизни он еще не в силах полностью это осознать.
- И, наконец, в 13-15 месяцев ему откроется вдруг, что лицо в зеркале - это и есть он сам.

Ты можешь помочь малышу пройти этот нелегкий путь осознания своего отражения. Посади малыша перед зеркалом и, разговаривая с ним, обращайся то к нему, то к его отражению: "А кто тут у нас сидит? Это Ванечка сидит. Вот его глазки… вот его носик… вот его ротик…". При этом можно ручкой малыша показывать на части лица (как собственные, так и в отражении). Благодаря зеркалу малыш сделает немало важнейших открытий. Одно из первых : "Это Я. Я выгляжу так, как отражаюсь в зеркале".

Отношения ребенка со своим зеркальным отражением и с зазеркальным миром вообще развиваются в течение всего детства. Есть тому и литературные примеры - вспомним Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье". В страшных историях, которые любят рассказывать друзьям младшие школьники зеркало часто выступает как посредник-проводник между мирами. Но вернемся снова к младенцам…

3. Итак, маленький человек радостно откликается на лицо. Но ведь выражение лица, его разные мины - это особый язык, которым люди сообщают другим о своем состоянии. Например, улыбка - я рад, брови вверх - я удивился… Язык мимики малышу предстоит освоить.

Ты можешь помочь ребенку в этом нелегком деле. Поиграй с ним в "Повторюшки". Простенькие "диалоги" можно затевать с малышом уже на втором месяце его жизни. А внимательный взгляд ребенка - подходящее начало для этой игры. Итак… Подними брови вверх, как будто ждешь от ребенка высказывания. Ребенок скорчит гримасу и, наверняка, улыбнется. Теперь твой черед отвечать - улыбнись! Дождись реакции младенца на твои действия - она будет более отчетливой чем первая. Ты можешь улыбнуться еще шире или даже слегка пощекотать малыша, вызывая и у него более сильный ответ, ребенок может засмеяться.

В этой простой игре (большинство мам неосознанно используют подобные игры, общаясь с ребенком) малыш осваивает важные навыки социального взаимодействия : "ты сказал - я сказал - ты - я …", и знакомится с разными выражениями лица.

Принцип любой игры в "повторюшки" - подражание. Подражая тебе ребенок учится незаметно не только общению, но и осваивает способы использования предметов. По мере взросления малыша ты можешье усложнять гримасы: открывать рот пошире, двигать языком, складывать губы по-разному - это мало-помалу будет тренировать речевой аппарат. Научи ребенка дуть (выдувая воздух), сначала легко дуя ему в лицо - это, наверняка, ему понравится. Покажи, как ты это делаешь, с силой выдохнув воздух. После года ребенок сможет уже сдувать легкие предметы (перышки, мыльную пену, бумажки), около 1,5 лет - дуть через соломинку в воду, выпуская пузыри. Подобные игры с дыханием - отличное упражнение, подготавливающее к активной речи.

4. Ты можешь помешать ребенку научиться налаживать контакты с окружающими людьми, если:
- будешь чрезмерно настойчива и тороплива. Нервная система младенца медленнее чем у взрослого передает сигналы в мозг, поэтому стоит предоставлять ребенку больше времени для ответа на твои действия!
- будешь навязывать малышу свое общество, если он явно не настроен на общение (например, отворачивается и плачет). Отложи игры до более подходящего момента.

Маленький ребенок чрезвычайно чувствительное существо. Без вопросов и ответов он точно знает о настроении окружающих людей. Малыш "заражается" состоянием другого. Психологи называют такой способ эмоционального реагирования - эмпатией (сопереживанием). Ты нервничаешь, в стрессе - и ребенок беспокоен. Ты радуешься - и малыш счастлив. Не затевай игр, пересиливая себя, натужно имитируя хорошее настроение, младенец тебя раскусит! Пусть у ребенка ассоциируются с игрой и общением хорошие эмоции, а не тревога.

И помни: развитие мимических движений лица может замедлиться, если ребенок не видит разных выражений на твоем лице и, естественно, ему нечему подражать.

Источник: http://www.kleo.ru/Stat/Lena/ChildPlay3.shtml


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Детские игры » Зачем и как играть с малышом?