Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » Взрослые, учимся правильно говорить


Взрослые, учимся правильно говорить

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Чтобы поддержать тему об общении...
Почему люди говорят? Есть такой интересный ответ: "Физиологические и психологические потребности человека как бы стучатся внутри каждого из нас, требуя выхода во внешний мир и своего удовлетворения. Говорение в этом смысле есть попытка взаимодействия того, что внутри человека с внешним миром" (А.Л.Крупенин)
Т.е. человек говорит, чтобы побудить других людей удовлетворить его потребность. Казалось бы, чего проще?
Однако, почему-то часто мы испытываем трудности, с одной стороны, в выражении того, что у нас внутри, а с другой - в том, чтобы люди нас правильно поняли.
"Правильное" выражение (строение) мысли очень просто:
субъект - действие - объект (например: "Мама мыла раму")
Нарушение этой простой конструкции приводит к непониманию.
Приведенные ниже примеры помогают человеку и самому яснее формулировать свои мысли, и (при желании) помогать формулировать свои мысли своим близким, задавая им уточняющие, корректирующие вопросы.
Можно выделить основные нарушения (ошибки) этой правильной конструкции:

1. Исключение
Например: "Я боюсь". Что есть? - предмет и действие. Чего не хватает? - объекта: боюсь чего?
Или: Я не понимаю.

2. Использование обобщений.
Пример: "Я боюсь людей" - вроде все части на месте. Однако понятие "люди" - слишком широкое, все равно не понятно, кого именно, каких людей боится человек.
Обощения могут быть по времени: всегда, никогда, обычно, постоянно
в пространстве: везде, нигде
Количественные: все, мы, каждый, они, никто
Усиливающие: абсолютно, совершенно

3. Перенос объекта
Например: "Когда с тобой так поступают, чувствуешь себя униженным"
Здесь, человек говорит о себе во втором лице, а "объект" обобщен. Правильным в данном случае будет такая формулировка "Когда Лена меня игнорирует, я чувствую себя униженной"

4. "Ты-высказывания"
Пример: "Ты меня наприягаешь". Здесь субъект ставит себя на позицию объекта. Правильным будет: "Я напрягаюсь, когда происходит то-то"

2

Продолжаю...

5. Неконкретные глаголы
Пример: "Он меня игнорирует"
Существуют глаголы, которые описывают не сами действия, а, скорее, наши ощущения от него, тогда как само действие остается не раскрытым, и каждый может включать в него то значение, которое есть в его опыте. В данном случае: не начинает разговар первым, не отвечает на вопросы, не предлагает совместно провести время, уделяет мне столько же внимание, как и другим и т.д. и т.п.
К таким неконкретным глаголам относятся: унизил, предал, наказал, испортил жизнь, разрушил брак, вынудил что-то сделать и многие другие. Услышав глагол, задумайтесь, ясно ли из него, что именно было сделано

6. Номинализация - это использование отглагольных существительных, которые привращают процесс в событие, а действие в предмет. Ошибка в том, что действие динамично, а предмет статичен.
Например: "Меня мучают сомнения" Правильно "Я сомневаюсь в том, что..."
Или: "Мне нужна помощь" - "Кто и чем может вам тебе помочь?"
Или "Я жалею о совем решении" (нельзя ничего изменить) - "Что именно ты решил? Как можно решить по-другому?" (возможны изменения)

Есть еще... Напишу позже

пока читатйте, наблюдайте за своей речью и речью других, проверяйте, спрашивайте, сомневайтесь)))

3

Румия, СПАСИБИЩЕ!!! так вовремя, как будто специально для меня информация. Вот уж точно, когда очень нужно начинаешь притягивать нужную информацию и нужных людей. Вопросы будут :-) :playful:

4

Румия, знаете с чем я сталкиваюсь и не нахожу ответа? Я сейчас про общение между взрослыми, меня именно это в данный момент интересует
Я говорю: "Мама мыла раму"
Для меня это:
- Мама - голубоглазая блондика
-Моет "мистером мускулом"
-Рама - трехстворчатая.
Для моего собеседника:
- Мама - зеленоглазая брюнетка
- Моет водой и газетами
- Рама- двустворчатая треугольная.
Вот мы и не поняли друг друга.

5

Ирин@
Мне кажется, что соль в том, что Вы говорите нечто, что подразумевает возможности толкавания. А если прямо так и сказать:

Ирин@ написал(а):

голубоглазая блондика

Ирин@ написал(а):

Моет "мистером мускулом"

трехстворчатую раму...?

6

Румия написал(а):

говорите нечто, что подразумевает возможности толкавания.

ну, получается так, что любое определение можно трактовать по разному. (или почти любое, я не беру теорию Пуанкаре :-))
Я говорю: На дереве висит персик. Расскажите, что Вы поняли? :-)
Также, когда я говорю: "Продукцию нужно сложить компактно" - получается я должна дать определение словам "продукция"и "компактно"? Иначе меня нифига не понимают.

7

А мне вот интересно. Если человек специально использует

Неконкретные глаголы

- т.е. он например хочет чтобы его пожалели, а почему - объяснить не очень хочет... как быть в таких случаях?

8

Ирин@

Ирин@ написал(а):

Продукцию нужно сложить компактно

Мне здесь только одно слово кажется неконкретным  - "компактно" (это из серии "ведите себя хорошо")
даже если человек сложит "компактнее", то всегда можно сказать, что "недостаточно компактно"
Кстати в этом случае лучше говорить нее КАК сделать, а ЧТО сделать (скажем, сложить в 4 слоя)

9

Румия написал(а):

только одно слово кажется неконкретным

и правда, лучше всего скотч :-)
Эх, хочу научиться говорить!

10

Evilin
не объяснять почему и быть неконкретным - несколько разные вещи...
Если, например, человек говорит "пожалей меня" и Вы точно знаете, что делать (обнять, погладить, а не, скажем, принести чашку чая), то, все в порядке.
А как изменится Вашще поведение, если Вы узнаете причину, почему человек хочет, чтобы его пожалели? Обычно так просят, когда просто плохо, нередко человек сам может не понимать, ЧТО не так...

11

Ирин@ написал(а):

ну, получается так, что любое определение можно трактовать по разному. (или почти любое, я не беру теорию Пуанкаре )
Я говорю: На дереве висит персик. Расскажите, что Вы поняли?
Также, когда я говорю: "Продукцию нужно сложить компактно" - получается я должна дать определение словам "продукция"и "компактно"? Иначе меня нифига не понимают

я вот пока понять не могу - а часто принципиально, чтоб человек понял тебя буквально? чтоб точно знал, что мама - блондинка и моет она мистером мускулом? это же в большинстве своем информационная шелуха.

12

Irbis
может, Ирин@ ответит точнее...
Мне кажется, если люди общаюся.ю понимают друг друга - все замечательно, неважно что и как говорит. А вот если возникает ощущение непонимания, конфликты, при выяснении которых оказывается, что кто-то кого-то не опнял, тогда необходимо разобраться: где сбой? Поэтому если человек задает вопрос, значит, это важно.

13

Irbis написал(а):

а часто принципиально, чтоб человек понял тебя буквально?

в моем случае, да, довольно часто.

Irbis написал(а):

чтоб точно знал, что мама - блондинка и моет она мистером мускулом? это же в большинстве своем информационная шелуха.

это перестает быть информационной шелухой, если мы не болтаем, а говорим о серьезных вещах. Я дважды столкнулась (за эту неделю) с тем, что люди (коллеги по работе) меня не поняли. Вернее, интерпретировали мои слова согласно своему пониманию и получился обратный желаемому результат. Для меня это повод задуматься, что я говорю не так. Вот я и думаю, собираю информацию.

Румия написал(а):

Поэтому если человек задает вопрос, значит, это важно.

Спасибо, Румия!

14

Ирин@ написал(а):

то перестает быть информационной шелухой, если мы не болтаем, а говорим о серьезных вещах. Я дважды столкнулась (за эту неделю) с тем, что люди (коллеги по работе) меня не поняли.

ир, я не знаю ситуацию, но замечено мной, что очень хорошие результаты дает не просто просьба/приказ, но приказ, сопровождающийся пояснением, чем он продиктован. тогда у человека свои мозги включаются, слова обретают смысл.

недавний пример: мама попросила меня взять номерок к зубному, сказала - надо зуб вырвать.
ну я пришла, взяла к первому попавшемуся врачу, маме отдала, та из поликлиники приходит и ругается - я ж тебе, голова садовая, русским по белому сказала - мне надо удалить зуб! почему ты это в регистратуре не сказала, на это специальные номерки нужны. а я как бы не являюсь завсегдатаем зубной поликлиники и то, что удаление зуба - особая операция, о которой надо говорить заранее - не знала. По мне так что удаление, что пломба, что мышьяк - один фиг. А мама моя знала о такой разнице в системе номерков в регистратуре. И если б ей пришло в голову пояснить, к чему она это про удаление зуба - результат вышел бы лучше - я б просто сама додумалась, что раз разница есть - то надо особо пояснить этот момент.

Вобще, конечно, непростое это дело - поставить себя на место другого человека, но пытаться надо. Папа в свое время рассказывал, он преподавать начал в техникуме и первое что сделал - купил школьные учебники по физике - чтоб понять, с какими знаниями к нему придут ребята, не смотря на то, что, у него, конечно, были учебные планы и пр.

ну а скажем в твоем случае может быть стоило сказать "надо уложить компактно, ибо десять этих тюков должны влезть вот в такую коробку.

Отредактировано Irbis (2010-03-26 10:25:44)

15

По поводу "поняли не так" - у нас на работе еще призывали задавать доп.вопросы после получения указиловки, которые начинаются словами "правильно ли я поняла, что нужно...." и далее своими словами. В этом случае есть шанс, что ваши слова интерпретируют правильно, а если нет, то вы их поправите "не совсем так, нужно вот так и так".

16

Я и так то не блистала скоростью вербальной реакции, а теперь и вовсе тормоз. Я прям зависаю, как глючный комп в поисках нужных слов. Интересно, это пройдет :-)

17

Ирин@ написал(а):

Интересно, это пройдет

У меня почему-то после родов стало трудновато с изложением своих мыслей. Такое ощущение, что я на самом деле потупела. Из-за непонимания, частенько с мужем возникают конфликты. Поэтому очень надеюсь, что на этот вопрос ответ положительный.

18

Irbis написал(а):

мама попросила меня взять номерок к зубному, сказала - надо зуб вырвать.

Мне кажется тут идет речь не о том кто и как интерпритирует выражения, а о недоговоренности. Сама этим очень страдаю. Часто говорю мужу что сделать надо то то и то то, а потом возмущаюсь что сделал он все совершенно не так как надо! И понимаю что сама виновата, не обяъснила человеку что в моем понятии значит "как надо", а понятия у нас очень отличаются.

Ирин@ написал(а):

Я прям зависаю, как глючный комп в поисках нужных слов. Интересно, это пройдет

Не знаю как у тебя, но у меня очень большая проблема с объяснениями, особенно пути или дороги. Когда пытаюсь что то объяснить начинаю очень издалека, и делаю кучу ненужных привязок к предметам, часто в итоге ухожу вообще в другую степь, и толком не объясняю того, что хотела донести до человека. В таких ситуациях мне очень помогает заранее проговоренная речь. Я сяду проговорю все про себя, отрепитирую, тогда все красиво получается, а не пык мык.

19

Ирин@ написал(а):

интерпретировали мои слова согласно своему пониманию и получился обратный желаемому результат. Для меня это повод задуматься, что я говорю не так.

Ирин@, попробуй для достижения нужного результата ориентироваться в работе на 4 функции управления.

1. Планирование. Заранее просчитать возможные последствия своих и чужих действий и выбрать наилучший вариант.

2. Организация. Четко слаженно организовать процесс. То есть выдать подчиненным четкие (очень подробные) инструкции. Например, "сложить продукцию компактно" - это ну совсем не инструкция. Инструкция подразумевает подробное пошаговое описание всех действий (как на идиота). Типа подошел, взял коробку, отнес туда-то, поставил на другую коробку и т.д. Irbis очень правильный пример привела про зуб (она не получила четких инструкций и именно поэтому ошиблась).

3. Мотивация. Подчиненных, да и просто коллег, необходимо мотивировать на определенные действия, ибо каждый задается вопросом в стиле "А что мне с этого будет?"

4. Контроль. Как ни печально, но выполнение своих распоряжений нужно отслеживать, иначе они будут провисать, теряться, забываться, преобразовываться в нечто противоположное (получишь обратный желаемому результат) и прочее.

Ну это очень кратко...

20

pushta, ты бы мне еще курс МВА прочитала кратенько :-). Спасибо, друХ, но это я знаю, даже если меня разбудить в 5 утра и попросить рассказать. Я этим сейчас живу. Хочешь расскажу при встрече про kpi, smart и goal систему?
Но я то не про это... Ты же понимаешь, что невозможно репетировать то, что хочешь донести до людей.
Хочу автоматизма и скорости реакции, хочу правильно структурированной речи.
Понимаю, что мне не в этот раздел, это я так, озвучиваю цели. :-)

21

Ирин@ написал(а):

Хочешь расскажу при встрече про kpi, smart и goal систему

Спасибо, знаю  :D .

Ирин@ написал(а):

Хочу автоматизма и скорости реакции

Так это же неизбежно придет с опытом и нарастанием количества отработанных ситуаций. А начинать придется все равно с ошибок-выводов и "репетиций". Успехов!


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » Взрослые, учимся правильно говорить