Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Нестандартные" дети

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

ЛЕВША

Сколько левшей на Земле точно не знает никто. Но по имеющимся на этот счет данным, их около 15% населения планеты.

Немало людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества, предпочитали действовать именно левой рукой. Леонардо да Винчи, Роберт Шуман, Аристотель, Исаак Ньютон, Марк Твен … Среди известных всем нам современников левшами являются Рональд Рейган и Билл Клинтон, Пол Маккартни и Ринго Старр, Мартина Навратилова и Моника Селеш, Брюс Уиллис и Дэвид Духовны, и этот список можно продолжать бесконечно долго.

Некоторые ученые считают, что каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т.е. могут одинаково ловко работать обеими руками, но предпочтение почему-то отдают правой. Вот и получается, что настоящих стопроцентных правшей вовсе не подавляющее большинство, как могло бы показаться на первый взгляд, а только около половины.

В 1992 году группа американских ученых, обнаружила, что леворукость несколько чаще (почти на 3%) встречается у мужчин.

В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Но наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария не равнозначны. Ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое субдоминантным (т.е. подчиненным). У правшей левое полушарие является доминантным. Оно играет основную роль в выполнении психических функция, связанных с речью: оперирование словесно-знаковой информацией; осуществление мыслительных логических операций (чтение текстов, построение строгих и точных конструкций). Правое полушарие – доминантное для левшей - отвечает за оперирование образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Полушария различаются стратегией переработки информации. Левое - последовательная, детальная обработка информации. Правое - целостное восприятие предмета/явления и оно способно осуществлять обработку большого количества параметров объекта.

В образовательном процессе левому полушарию уделяется главное внимание; правое, более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно “забито” более сильным. Таким образом, снимается творческий потенциал человека.

Но почему же у разных людей доминируют разные полушария, и есть ли предрасположенность возникновения леворукости?

Доминирование правого полушария, и как следствие леворукость может быть генетически закрепленным, то есть передаваемым по наследству как по женской, так и по мужской линии, от бабушки к внукам, от родителей к детям. Таких людей в любой популяции примерно одинаковое количество - 9-11%.

Леворукость, которая не имеет генетического фона, может возникнуть в результате нарушения функционирования левого полушария. Известно, что детский организм очень пластичен, поэтому, если у ребенка отмечается нарушение функционирования левого полушария, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя, его функции, таким образом, доминирующим становиться правое полушарие. В этом случае ведущей рукой становится левая, так как действия каждой руки, как уже было сказано, регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Такую леворукость называют компенсаторной, учитывая ее механизм. Поэтому, если не переучивать леворукого ребенка и повторно не заставлять левое полушарие выполнять те функции, от которых оно само отказалось, тогда у ребенка не будет никаких проблем в обучении. А если все-таки будем переучивать леворукого ребенка работать правой рукой, то есть будем заставлять трудиться левое - ущербное, ранимое полушарие, вот тогда мы создадим весь комплекс проблем.

Леворукость может быть также вынужденной. Такая леворукость возникает в результате травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую. Такие дети не являются леворукими по организации мозга, но наиболее активной у них будет левая рука. Значит ли, что этих детей надо переучивать? Конечно, нет, ведь в результате травмы, особенно продолжительной, складывается определенная система связей, включающая работу руки и мозга. Таким образом, среди леворуких детей можно выделить как минимум три группы.

Итак, преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга. Поэтому очень важно определить ведущую руку еще до школы или в первые дни обучения. Обычно рукость устанавливается у ребенка к четырем годам. Для этого предлагаются следующие задания.

Первая группа заданий - бытовые.

Это любые бытовые манипуляторные действия, которые ребенок выполняет непроизвольно, когда причесывается, берет ложку, кубики, в которые он играет, мозаику, которую складывает, шнурок, когда шнурует ботинки.

Открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков (можно покрасить их в разные цвета или оклеить цветной бумагой). Найти спичку в одной из коробочек. Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения - закрывает, открывает, вынимает спичку.

Построить колодец из спичек. Ведущая - та рука, которая преимущественно выполняет все действия.

Игра в мяч. Нужен небольшой (например, теннисный) мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком; вы просите его точно бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая - та рука, которой ребенок бросал мяч.

Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы. Но бывает и так: ребенок плохо владеет ножницами, он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, когда задание выполняется лучше.

Нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение (вне зависимости от того, в какой руке иголка). Активной может быть как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.

Выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках. Предлагают 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками (лучше с широкой крышкой). Ведущая - та рука, которая крутит крышку (или пузырек).

Развязывание узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узлов (на небольшом расстоянии друг от друга) на шнуре средней толщины. Ведущая - та рука, что развязывает узел. Понаблюдайте заодно, какой рукой завязываются шнурки.

Построить из кубиков дом, машину, крепость и т.п. В этом задании оценить ведущую руку труднее: этот вид работы дети выполняют обычно двумя руками. Поэтому не торопите ребенка и понаблюдайте, какой рукой чаще он берет, укладывает, поправляет кубики (или работает с конструктором). Почему мы предлагаем именно девять заданий? Потому что если ребенок выполняет более шести заданий из девяти левой рукой, то скорее всего он леворукий. Почему нельзя сказать определенно, что ребенок леворук? Потому что есть много трудных случаев, разобраться в которых помогают непривычные для ребенка действия.

Вторая группа заданий - непривычные. Они выявляют такую особенность леворуких детей, при которой любое тонкое (непривычное) действие выполняется ребенком наиболее активной (ведущей) рукой. Предлагая ребенку этот вид заданий, родитель должен выполнять следующие требования:

Сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом.
Все предметы, которые предлагаются ребенку для выполнения заданий, надо положить на отдельный стол или стул.
Любой предмет для выполнения задания надо положить строго на середину стола. Иначе, если предмет будет сдвинут влево, ребенок возьмет его левой рукой, если вправо - правой. (Это необходимая тонкость, позволяющая не “смазать” ситуацию.)
Ребенка нельзя торопить.
Ведущая рука хорошо проявляется при рисовании. Первое, главное для выбора руки задание состоит в следующем. Вы кладете на середину стола ручку, лучше с мягким шариком, и просите нарисовать рисунок. Если ребенок выполнил рисунок левой рукой, попросите его повторить этот же рисунок правой рукой. Или наоборот. При выполнении этого задания первоначальная задача родителя - понаблюдать, как ребенок его выполняет: какой рукой он увереннее держит ручку, как ловко совершает движения, как точно он проводит линии, насколько прямые эти линии, есть ли дрожание руки, может ли ребенок провести достаточно длинную линию? При этом рисунки, выполненные поочередно то одной, то другой рукой, могут быть или одинаково хорошими, или одинаково плохими. Но для вас это сейчас не главное. Главное - определить, какая рука у ребенка активнее?

Для этого можно использовать любые задания из перечисленных выше, а можно предложить ему выполнить непривычные действия: разложить карты, сделать цепочку из скрепок, а потом ее разобрать. Во всех этих действиях надо отметить ведущую руку. После каждого выполненного задания записывайте свои наблюдения на листик. Активной (ведущей) рукой будет не та, которая держит иголку или колоду карт, а та, которая совершает тонкие манипуляции с мелкими предметами.

Если Вы все же затрудняетесь с определением рукости ребенка, мы предлагаем следующее задание: взять стакан, положить в него мелкие пуговицы или бисерины и попросить ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для него, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку. Аналогичными по сложности выполнения являются задания: развязывание узелков и шнурование ботинок. Анализируя то, как ребенок их выполняет, вы можете отметить следующее:

Ребенок хорошо выполняет левой рукой графические задания (рисует линии, геометрические фигуры, срисовывает сложные рисунки) и преимущественно бытовые и редко встречающиеся действия - значит, ваш ребенок леворук, поэтому ручку для письма ему надо дать только в левую руку и следить, чтобы он не перекладывал ее в правую.

Ребенок хорошо выполняет все графические действия левой рукой, а бытовые - правой. Такой вариант называется “графический левша” и “бытовой правша”. В этом случае ручка дается ребенку опять же только в левую руку.

Ребенок хорошо выполняет все графические действия правой рукой, а бытовые - левой, то есть он “графический правша” и “бытовой левша”. В этом случае надо дать ребенку ручку в правую руку. В зависимости от того, в какую руку мы даем ребенку ручку, надо научить его правильно ее держать, соответствующим образом сидеть за столом при письме, обеспечить необходимую освещенность рабочего места.

Таким образом, если Ваш ребенок взял ручку в левую руку, не стоит его переучивать. На сегодняшний день существует множество свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является кажущийся высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей. Родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.

По данным многих исследователей нейрофизиологов и психологов, в 5-7 лет практически каждый четвертый ребенок является левшой, среди 7 - 9-летних детей отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, но к 10-14 годам их количество резко уменьшается, а к 14-15 леворуких мальчиков было только 4,4%, а девочек - 4,1%. Почему? Потому, что этих детей попросту переучивают. Некоторые взрослые считают своим долгом исправить "ошибку природы" и "помочь несчастному малышу". Цена такой "помощи" нередко бывает излишне высокой - детские неврозы в виде тиков, заиканий, ночных страхов, недержания мочи. Добиваясь (неизвестно зачем) доминирования правой руки, мы можем нанести ребенку серьезную психическую травму, последствия которой сопровождают человека на протяжении всей жизни...

Помимо эмоциональных нарушений, переучивание может, скорее всего, привести к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.

Приведем спортивный пример для понимания сложности проблемы выбора руки. Имеем переученного правшу или левшу. Его движения контролируются более слабым мозгом, поскольку так этот человек научен. Но в моменты наивысшего напряжения – на соревнованиях – доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спорстмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках.

Однако, отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.

Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой сложной наукой, как побуквенное, слева направо, письмо? Прежде всего, не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как "новая ведущая", но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты.

При обучении чтению и письму успешным является зрительное запоминание целых коротких слов, сопровождаемых картинкой. Для этого используются карточки, на которых в верхней части находиться изображение, в нижней надпись: “дом”, “кот”, “мак” и т.д. Затем карточки разрезаются, и ставиться задача: “Положи каждую надпись на место”. Это закрепляет целостное восприятие слова и служит профилактикой зеркальности чтения и письма.

Для детей с доминирующим правым полушарием в процессе обучения желательно максимальное применение наглядных средств обучения, поощрение рисовать самостоятельные схемы-иллюстрации при решении математических задач.

Окончательный выбор руки ребенка совершается в шесть с половиной - семь лет (кроме незначительного количества двуруких, вернее). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка - около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Необходимо отметить, что у левшей преимущественно нет жесткой латерализации (т.е. разделения функций больших полушарий). И когда выбор уже совершен, необходимо усиленно заниматься симметричностью движений...

Для этого нужно очень много занимаемся видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать.

Михаил Федотов утверждает, что учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются).

Еще раз хотелось бы сосредоточить внимание на том, чтобы с самого раннего периода обустроить социальную среду ребенка с учетом его особенностей, так как современное школьное обучение с большим трудом ориентируется на таких детей. Особое внимание, следует уделять психологической готовности ребенка к принятию себя таким, какой он есть. Дети часто испытывают дискомфорт потому, что чувствуют себя “не такими, как все”. Они иногда стыдятся (особенно если воспитатель или учитель раздражен их “нестандартностью”), боятся лишний раз проявить инициативу, стараются не высовываться.
Малышу надо объяснить с детства, что все люди разные: у одних людей волосы темные, а у других – рыжие, одни – высокие, а другие – нет; у кого-то голос громкий, а у кого-то тихий. Иными словами, на очень простых и доступных примерах надо приучать малыша к идее разнообразия мира. Если ребенок будет уверен, что леворукость – это норма, что таких людей много и они так же успешны и счастливы, как и все “остальные”, ему не придется испытывать дискомфорт по такому ничтожному поводу.

Источник: http://www.uaua.info/content/articles/809.html

2

ПРИРОЖДЕННЫЙ ЛИДЕР

Все дети разные и каждая индивидуальность уникальна.

Опыт, приобретённый на занятиях с группами детей от 1 года до 3 лет, позволяет мне все же делать некоторые обобщения, типизировать детей по способу восприятия ими окружающей действительности.

Есть дети РОВНЫЕ, с ровным отношением к жизни, которые с одинаковым интересом воспринимают то, что им предлагает преподаватель, и то, что им говорит мама, они с одинаковым интересом занимаются в группе и индивидуально.

Есть дети ПРИВЕТЛИВЫЕ, которые, когда приходят в группу, обращают в первую очередь внимание на сверстников, входят с ними в контакт, обнимаются, делятся. Присутствие сверстников их вдохновляет.

Есть дети ОСТОРОЖНЫЕ, которые с некоторым недоверием относятся к тому, что им говорит преподаватель, но с большим интересом делают что-то индивидуально, получая отдельное задание.

Есть дети ТРЕВОЖНЫЕ, которых беспокоит нахождение среди большого количества взрослых и сверстников, они ищут непрерывного контакта с мамой, доверяют больше всего маме, не могут долго находиться в коллективе.

И есть дети ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЕ, о которых и пойдёт сейчас речь.

Обычно такой ребёнок как бы "нарушает" весь ход занятия - он громко разговаривает, неусидчив, часто не реагирует на просьбы, сознательно не включается в групповые игры, требуя другой игры или вообще прекратить игру.

Родители и преподаватели смущены - почему он так себя ведёт? Проходит некоторое время, и через несколько занятий преподаватели понимают, что к ребёнку нужен индивидуальный подход, и замечают, что, найдя занятие по душе, ребёнок становится покладистым и сговорчивым (хотя половину занятия всё равно капризничает), а родители успокаиваются, но всё же ещё немного смущены: дома с этим ребёнком можно договориться, а на занятии в группе он поднимает шум. Или другой вариант - дома ребёнок капризничает, с ним сложно договориться, родители надеются, что его " исправит коллектив ", но понимают, что в коллективе с ним справиться тоже довольно сложно, им становится стыдно за себя и за ребёнка.

Первая идея, которая приходит родителям на ум по этому поводу - этому ребёнку больше всего подходят индивидуальные занятия. И действительно - на занятиях один на один с опытным преподавателем ребёнок ведёт себя довольно спокойно, с удовольствием выполняет задания.

Родители успокаиваются, радуются переменам в ребёнке и снова приводят его в группу. Но всё повторяется снова - привыкнув к частным урокам, ребёнок, попав в группу, снова чувствует дискомфорт и даже создаёт его сам.

Родители в растерянности: что мы неправильно делаем? Может, наш ребёнок особенный и ему никто не нужен? А может, мы его неправильно воспитываем?

Только без паники, дорогие родители, перед вами типичный ребёнок-лидер. Это нормальное явление, которое может развиваться со знаком плюс и со знаком минус, как и всё в этом мире, просто к нему нужно быть готовым.

Иногда мягкие и неконфликтные по натуре родители просто ошарашены "выходками" своего ребёнка и буквально теряются, не знают, как на него воздействовать. Начинаются походы по врачам, психологам и тому подобное.

На самом деле это не болезнь, это просто прирождённое лидерство. И самое интересное, что это явление очень противоречиво.

С одной стороны, у ребёнка бурный темперамент и сильная нервная система. Это очень влияет на формирование ранней самостоятельности - он просто чувствует в себе силу и смелость совершать из ряда вон выходящие поступки.
С другой стороны, у таких детей повышенная потребность во внимании взрослых, их привязанность к родителям очень глубока. Несмотря на то, что они любят верховодить, им трудно оставаться наедине с собой. Когда они с вами - это очень нежные и любвеобильные дети, они вас целуют и обнимают, и просто уверены - всё ваше внимание должно принадлежать им. Им всегда есть, что вам рассказать. Они рано начинают фантазировать, не только пересказывать услышанные истории и сказки, а и придумывать свои. Они очень понятливые и сообразительные, разговоры взрослых им намного интереснее, чем игры сверстников. Они очень впечатлительны, с интересом слушают сказки, примеряют на себя образы полюбившихся героев, сразу в них "играют". Лучше воспринимают рассказанное от себя, чем чтение текста - им не хватает усидчивости, чтобы следить за написанным текстом, их буквально раздражает то, что мама смотрит в книжку, а не им в глаза.

Они очень избирательны в выборе любимого занятия - если они любят рисовать, их очень сложно заинтересовать чем-либо другим, они нетерпеливы, им сложно дослушать до конца вашу мысль, они скорее перебьют вас и расскажут, что они сами думают по этому поводу.

Необязательно такой ребёнок лишён внимания родителей и требует того, чего ему катастрофически не хватает. Может быть совсем наоборот - вам кажется, что вы столько уделяете ему внимания, что больше уже невозможно. Когда вы с ним вместе, вы заняты только им одним, когда с ним вместе папа или бабушка, происходит то же самое. Он требует вашего постоянного присутствия, и отвлечь его от вас помогает только телевизор, но и здесь ребёнок требует, чтоб вы смотрели мультики только вместе с ним и никуда не уходили.

При поверхностной оценке такого ребёнка часто приходят на ум шаблоны "избалованный", "капризный", "своевольный", а то и "тиран". Не спешите с оценками. Попробуйте избавиться от оценок - они часто эгоистичны и не расширяют наш кругозор, а наоборот, сковывают наше понимание, заставляя действовать опять же таки по шаблону - раз капризный, значит, нужно ругать, наказывать, лишать удовольствий, "воспитывать", "приучать к порядку".

Не спешите. Просто у таких детей потребности в чём-либо очень повышены. Им буквально "больше всех надо". Попробуйте разобраться, в чём ребёнок чувствует истинную потребность. Если он постоянно требует новой информации - всё время зовёт вас "пойдём со мной, посмотрим что-то интересное", просит поиграть с ним, рассказать новую сказку, не может спокойно есть, если ему не читаешь, не показываешь картинки, если при этом не идут мультики, значит, его мозг действительно очень бурно развивается. Может быть, вы за ним просто не поспеваете, и, действительно, не в силах удовлетворить потребность ребёнка в познании и общении в таком объёме, как ему необходимо. Не потому, что не способны, а потому, что у него очень большие потребности. Когда вы пытаетесь отвечать на все вопросы такого пытливого ребёнка и поддерживать все его инициативы, играть во все его игры, вы понимаете, что не успеваете сделать ни одного из своих дел.

Вы приводите вашего ребёнка на занятия, в группу, но замечаете, что его интерес к происходящему быстро угасает, количество детей и игрушек не удовлетворяют его пытливость, он всё равно возвращается к вам и просит уделить ему отдельное внимание, поиграть с ним в его игру.

На площадке такой ребёнок сначала попробует каждый снаряд, может перекинуться двумя словами с каким-нибудь другим ребёнком, но на самом деле больше всего его интересует большой меч вон у того мальчика, он может вежливо попросить этот меч, и всё остальное время играть с этим мечом, воображая себя рыцарем.

Что же делать? Вас волнуют вопросы - почему он не интересуется детьми? Почему он так неусидчив, но в то же время так привязан к вам?

Поймите вашего ребёнка. Он - инициатор, он пытлив и деятелен. Его интересуют свойства предметов, явлений, он любит ими управлять, он не может сидеть на месте, исследует всё вокруг и с большущим интересом общается с теми, кто объясняет ему суть этих явлений, то есть, с взрослыми. Если вашего времени не хватает на то, чтобы в полной мере удовлетворить его любопытство (12 часов подряд отвечать на вопросы), научите его самостоятельно добывать информацию.
Помогите найти ему дело, которым бы он мог заниматься самостоятельно. Если он не может поесть без листания красочной книжки - попробуйте вызвать его интерес к чтению. Почитайте ему книжку, а потом скажите: "А теперь я буду читать свою книжку, а ты - свою". Положите перед ним гору детских книжек и попробуйте своим примером убедить, что читать можно и самому. Постепенно давайте ему понять, что исследовать мир можно и самостоятельно.

Такие дети могут не любить слушать музыку, но с удовольствием колотить по барабану или клавишам пианино, им нравится не результат - мелодия, а сам процесс извлечения звуков. Пусть у них в запасе будет гитара, пианино, саксофон - они прекрасно самовыражаются, играя на инструментах.
Они быстро осваивают компьютер, умело водят мышкой по экрану и открывают нужные программы. Такие дети любят чинить, клеить, резать ножницами, забивать гвозди - всё, что предполагает инициативу и активную деятельность. Дайте им возможность действовать и действовать самостоятельно.

Если ребёнок не проявляет интереса к сверстникам - тоже не спешите, и не беспокойтесь. Не ходите в большие группы, ходите в гости, на обычные площадки, пусть ребёнок сам выберет себе друга. Обычно такие дети выбирают себе в друзья детей постарше, но не всегда, они просто в принципе очень избирательны и могут долго присматриваться к человеку.

Несмотря на то, что требовательный ребёнок - большой индивидуалист, любит всё делать сам и определять правила игры, не увлекайтесь бездумным потаканием ему во всём, убеждая себя в том, что ваш ребёнок - гений, избранный, непохожий на всех остальных, и т.д.

Лидер, конечно же, всегда оригинален, смел, находчив, часто опережает сверстников в развитии. Но истинный лидер не противопоставляет себя другим, он решителен, но великодушен, щедр, не обижает слабых, спокойно входит в контакт с любым человеком, может быть как капитаном команды, так и её членом. А это уже дело воспитания.

То есть, очень важно, чтобы в ребёнке-лидере, наряду с умением вести за собой, развивались такие качества, как добродушие, щедрость, умение слушать других, умение действовать в команде.

Что в этой связи может помочь?

Развитие внимания
Упражнение "Стоп"
Когда играете в подвижные игры (в прятки, в догонялки), введите правило по хлопку останавливаться и замирать в какой-то позе. Замерев, попробуйте не говорить, несколько мгновений послушать тишину. Потом по хлопку снова начать быстрое движение, потом ещё пару раз повторить резкую остановку. Это упражнение помогает ребёнку сосредоточиться на текущем моменте, буквально "прийти в себя".

Разговаривая друг с другом, по команде переходите на шёпот, говорите тихо-тихо, потом просто шевелите губами, после этого по команде начинайте говорить обычным голосом, либо постепенно увеличивайте громкость голоса. Это упражнение тоже способствует возвращению в текущий момент. Дети-лидеры настолько сильно увлекаются своими идеями, что часто улетают в свою реальность, и могут просто не осознавать, что они кричат или сметают всё вокруг.

Развитие чувства команды
Развить чувство команды или чувство партнёрства поможет распределение обязанностей при выполнении какого-то общего дела (например, мытьё посуды, накрывание на стол), совместная игра на музыкальных инструментах (ребёнок на дудочке, мама на гитаре), совместное рисование (на одном большом листе ребёнок, скажем, рисует линии, а мама - точки). Потом можно поменяться обязанностями. Найти задания, предусматривающие поочерёдное выполнение обязанностей (я строю корпус дома, а ты - крышу, я ставлю синие кубики, а ты красные). Таким образом, развивается терпение, понимание того, что в общении с другим нужно уметь подождать и уступить. Не забывайте объяснять ребёнку, что у вас есть свои потребности, что иногда нужно подождать, что сначала нужно завершить одно дело, а потом начинать другое.

Развитие добродушия
Если в вашей семье принято здороваться, прощаться со всеми членами семьи, делиться едой, угощать друг друга, кормить домашних животных, жалеть, если у кого-то что-то болит, просто ухаживать друг за другом, и взрослые делают это искренне и с любовью, значит, с добродушием у ребёнка будет всё в порядке.

И последнее.

У детей-лидеров сильно развита воля. У них повышенная сопротивляемость и настойчивость в осуществлении своих замыслов. И это проявляется не только в стремлении довести дело до конца или осуществить то, что до них ещё никто не делал, а и в таких повседневных мелочах, которые больше всего выводят взрослых из себя - "не хочу кушать", "не хочу ложиться спать", "не хочу одеваться", "хочу стучать по батарее", "хочу выбрасывать из окна игрушки". Таким детям мы часто говорим: "Ты слышишь меня или нет?" "Сколько раз можно повторять?"

Да, действительно, сила желания у них такова, что они нас попросту не слышат, включая свой "избирательный" слух. Особенно, если всё, что у нас получается, это жалкие увещевания, просьбы, мольбы или истерический крик. На таких детей это не действует. Дети-лидеры реагируют в первую очередь на проявления воли собеседника. Они буквально чувствуют силу вашего энергетического поля, и если вы им не управляете - вы проигрываете.

Я не говорю сейчас о силовых или манипулятивных методах - физическое воздействие, наказание, запугивание и т.д. Это для меня не методы.
Нет, просто ваше воздействие на детей-лидеров должно быть волевым. Дети-лидеры, чтобы воспринимать вас как равноценных партнёров, должны почувствовать вашу внутреннюю силу - что вы их не боитесь, не пасуете перед ними, действительно хотите, чтобы ребёнок вас услышал и понял. С такими детьми нужно разговаривать очень внушительно, я не говорю громко, это может быть очень тихо, но внушительно. Если ваш ребёнок - лидер, и вы решили быть с ним наравне, тренируйте уверенность в себе и развивайте внутреннюю силу. В один прекрасный день вы не заметите, как с такими навыками на работе вдруг очень деликатно поставите, скажем, зарвавшегося начальника на место.

Ну и, конечно, юмор. Дети-лидеры очень хорошо понимают юмор. Они с удовольствием громко смеются, сами любят шутить и с удовольствием разыгрывают взрослых. Часто при убеждении таких детей помогают не наставления (над которыми они, кстати, смеются прямо вам в лицо), а иронические замечания. То есть, вместо того, чтобы при очередном нытье менторским тоном изрекать: "Ай, какой невоспитанный мальчик, разве умные мальчики так разговаривают?", попробуйте что-то вроде: "Кто это тут блеет, как овечка - ме-ме-ме? Или это корова у нас завелась - му-му-му?" Если у вас получится действительно смешно, ребёнок быстро переключится и с удовольствием с вами посмеётся.

3

ДЕТИ-ИНДИГО. КТО ОНИ?

Наверняка большинство родителей слышали о таких детях, но не каждый знает, кто они. Одни утверждают, что дети-индиго могут творить чудеса – как, например, вызывать дождь или останавливать бурю, другие – что это особенные, одаренные дети, а третьи уверены, что таких детей большинство и практически каждый любящий родитель может найти в своем ребенке черты, присущие детям-индиго. И что интересно – все они правы.

Откуда это определение?
Первооткрывательницей явления «индиго» можно считать Нэнси Энн Тэпп. Эта ясновидящая, которая сотрудничала со многими психотерапевтами, занималась исследованиями и преподавала в Государственном университете в Сан-Диего и США, видит ауру человека и различает ее по цветам. Оказалось, что цвет индиго (темно-синий), ранее практически не наблюдаемый в ауре человека, теперь встречается у детей очень часто. Еще в 1982 году Нэнси Энн Тэпп написала книгу «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь», в которой определила модели поведения «новых» детей.

На протяжении 20 лет Нэнси наблюдала группу детей-индиго, начав свое исследование, когда им было по 5-7 лет. Эти малыши были совершенно особенными – если у обычных детей ясновидящая могла увидеть их жизненные программы, то у этих – нет. У них ее просто пока еще не было. И как показал дальнейший ход исследования, так обстояли дела еще в течение восьми лет. Зато в возрасте 25-27 лет с этими молодыми людьми произошли большие перемены – им стала ясна цель их жизни. Те из них, кто был помоложе, начали понимать, что они делают в этой жизни, а те, кто был постарше полностью приобрели уверенность в том, что должны и хотят делать в дальнейшем.

Главное, что известно о «новых» детях – это то, что они обладают более высоким уровнем сознания, но это не значит, что все индиго в будущем станут священниками или философами. Эти дети – доказательство эволюции человеческого сознания и его расширения «за рамки» предыдущих поколений. Их можно назвать творцами нового мира и самой большой надеждой на лучшее будущее нашей планеты.

Но не думайте, что они – некие инопланетяне не созданные для жизни в обычной семье. Дети-индиго заинтересованы в установлении мира в своем доме и между родителями. Они заботятся об этом гораздо больше, чем можно было бы от них ожидать, и проявляют мудрость, от которой порой просто немеешь.

Некоторых из этих детей видно уже с рождения, такой у них осознанный, мудрый взгляд. Но, может быть, в момент рождения своего ребенка-индиго мы еще не были готовы к тому, чтобы распознать это. Тогда, может, стоит сейчас присмотреться внимательнее к своему малышу, школьнику, подростку?

Сведения о детях-индиго очень разноплановы. Эти дети могут быть весьма очаровательными, общительными, яркими, рядом с ними люди чувствуют себя хорошо. Индиго всегда чувствуют, кто нуждается в помощи и поддержке и незаметно для окружающих могут помочь больному оправиться от болезни. А могут быть и совершенно невыносимыми – не успеете вы убрать разбитую фарфоровую статуэтку (на их взгляд – это бессмысленная игрушка), как они уже засыпали кофе и сахар прямо в электрочайник, успели закрыть хитроумный футляр для очков и забросить его под шкаф. Поэтому не отмахивайтесь от своих чад, рассказывающих вам какую-то невероятную историю, не кричите на них за погром в детской. Запаситесь терпением и дайте им возможность проявить себя.

Как их узнать?
По мнению многих исследователей, сейчас 90 % детей младше 10-12 лет принадлежат к группе Индиго! Раньше такой феномен не привлекал всеобщего внимания, потому что считался слишком странным для современной психологии, но теперь о нем все больше говорят и изучают, поэтому приведем самые общие модели поведения, характерные для таких детей. Они:

не сомневаются в своей значимости (в связи с этим часто ведут себя высокомерно), иногда сообщают родителям «кто они есть»;
не имеют абсолютных авторитетов;
не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора;
вообще не делают некоторых вещей, например, не выносят стояния в очереди;
теряются, когда подавляют их творческую мысль, пытаясь «втиснуть» в консервативные рамки;
часто видят свой (лучший) способ сделать что-то, но их далеко не всегда понимают, думают, что это нарушение правил, нежелание жить «как положено»;
если им в руки рано «попался» компьютер, в 3-4 года они понимают его так, как не могут и иные взрослые в 60 лет (такая ранняя компьютеризация часто приводит к тому, что индиго душевно становятся холоднее - в поступках руководствуясь больше головой, чем сердцем);
иногда кажутся некоммуникабельными, особенно если рядом нет им подобных, могут замыкаться в себе, чувствуя, что их никто не понимает;
не реагируют на замечания, обвинения в нарушении дисциплины;
не стесняются, давая понять, в чем испытывают нужду;
часто это дети, которым поставлен диагноз: дефицит внимания, гиперактивность, связанная с дефицитом внимания.

Политик, инженер, художник?
Дети-индиго делятся на четыре типа, у каждого из которых есть своя жизненная программа: гуманисты, концептуалисты, художники и живущие во всех измерениях.

Гуманисты– будущие врачи, юристы, учителя, бизнесмены и политики. Могут очень дружественно разговаривать с кем угодно и сколько угодно. Имеют стойкие убеждения. В детстве не понимают, как можно играть только с одной игрушкой, поэтому выворачивают из тумбочек все, что у них есть. Они рассеянны – вам придется несколько раз напоминать такому ребенку, например, убрать комнату, но при первой же возможности он все равно забудет об уборке.

Концептуалисты – будущие инженеры, дизайнеры, архитекторы, пилоты и военные. Они хотят управлять, и зачастую первыми объектами их управления становятся родители: мамы – для мальчиков, папы – для девочек. Причем если ребенок-индиго лишается «своего» родителя, это создает большую проблему в его жизни. Они имеют склонность к плохим привычкам, особенно наркотикам в подростковом возрасте. Поэтому родителям надо внимательно наблюдать за их поведением.

Художники – будущие учителя, актеры, художники, а также врачи. Более чувствительны, чем представители других типов. Погружены в искусство, всегда и во всем сохраняют творческий подход. В возрасте 4-10 лет могут перепробовать самые разные виды творческой деятельности, недолго позаниматься и бросить, а могут увлеченно заниматься сразу несколькими и только в подростковом возрасте определиться с выбором, и со временем стать в нем мастерами.

Живущие во всех измерениях– несут в мир новые философии и новые религии. Могут быть задирами и забияками. Обычно они крупнее, остальных Индиго, и не умеют так же приспосабливаться к окружающей жизни, как они. Уже в возрасте 1-2 лет такой ребенок в ответ на родительские замечания попросту ответит: «Я знаю, я могу сделать это сам. Оставь меня».

Правда, вы тоже нашли в своем ребенке многие из этих признаков? Вы считаете, что уровень развития вашего сокровища выше среднего, что ваш малыш намного смышленее и сообразительнее, чем раньше были дети? И вы совсем не ненормальная – это значит, что вы можете и готовы понять свое чадо, дать ему возможность и свободу развиваться. Говорят, дети-индиго рождаются одаренными от Бога, но надо уметь не подавить в них эту одаренность, а развить и поддержать.

Особенный – хорошо или плохо?
В США существует Национальный фонд помощи творчески одаренным детям (это некоммерческая и нерелигиозная организация). Вот какие качества, по его данным, помогут определить, одарен ваш ребенок или нет. Но все эти качества присущи и детям-индиго, и не являются, как может показаться, негативными признаками «неправильного» ребенка. У него повышенная чувствительность и много энергии. Ему быстро надоедает любое дело. Восстает, если к нему относятся неуважительно. Нуждается в общении с эмоционально устойчивыми и спокойными взрослыми. Любит сам выбирать способ обучения (особенно в чтении, математике), приобретает знания нестандартным, эмпирическим путем, не приемля зубрежку. Не может сидеть спокойно, если не занят чем-то, что для него интересно. Сострадателен, имеет много страхов. Если неудача постигнет его в раннем возрасте, может бросить учебу, если стиль обучения для него неприемлем, может развиться сопротивление к учебе. Эмоционально неуравновешен, воодушевлен множеством великих идей, но не находит возможности их реализовать.

Часто таким детям ошибочно ставится диагноз дефицит внимания или гиперактивность вследствие дефицита внимания. И иногда очень сложно разобраться поставлен диагноз правильно или за ним в действительности скрывается ребенок-индиго, к которому не проявили должную чуткость и внимание.

Прислушивайтесь к своему ребенку, пробуйте найти к нему подход, ведь для него не важно индиго он или нет, и главное, что могут дать ему родители - чуткость и уважение, тепло и нежность, свободу выбора и простор для действия. Поэтому последующие рекомендации смело можно адресовать родителям всех без исключения детей.

Как вести себя?
Разговаривайте с ними
Даже когда ребенок находится еще в младенческом возрасте, всегда говорите с ним, комментируйте все свои действия – пусть он слушает вашу речь. Например: «Давай-ка сейчас снимем с тебя подгузник. Пусть твоя кожа немножко отдохнет, а мы пока сделаем зарядку. Это для ножек, это для ручек… А сейчас нам пора одеваться, твоя попка уже сухая. И после того, как мы оденемся, ты будешь кушать, и не перестанешь плакать, а я не буду нервничать. Будет хорошо и тебе, и мне». И когда он научится говорить, тоже старайтесь проговаривать с ним все ваши действия. Может, он и не всегда поймет вас, но почувствует образ ваших мыслей и ваше к нему отношение. Не говорите с ребенком свысока – он не уважает тех, кто чувствует свое превосходство только потому, что старше и имеет седые волосы или морщины. Не действуйте авторитарно, прислушивайтесь к своему ребенку. Он очень открыт, и сам расскажет о себе, только дайте ему возможность говорить о своих желаниях. Объясните, почему вы не можете удовлетворить то или иное его желание. Если вы просто отмахнетесь: «Отстань, я занята», он поймет, что вам нечего ему сказать, и самостоятельно найдет себе занятие.

Будьте честными
Будьте искренни в отношениях с детьми. Родители часто скрывают от них многое – от настоящих чувств до вредных привычек, а дети интуитивно чувствуют, что что-то не так и могут спросить об этом маму или папу. Если родители все отрицают, это может довести ребенка до сильного раздражения и эмоционального срыва. Индиго просто не знают, как сопоставить то, что чувствуют сами, и то, что говорят взрослые. Не говорите с ними в приказном тоне. Если вы приказываете ребенку без веских оснований, он просто отстранится, не будет слушаться и даже выдаст вам причины, почему это нехорошо. Пусть ваши объяснения будут самыми простыми, но искренними. Например: «Сегодня мы не сможем сходить туда, потому что мне надо еще приготовить поесть (или обсудить важный вопрос по телефону), но мы запланируем это на завтра, и обязательно пойдем», «Если ты сделаешь это, то так мне поможешь! Я сегодня очень-очень устала». Завоюйте своего ребенка честностью. Сначала он будет обдумывать то, что вы сказали, а потом начнет и делать.

Не забывайте вслушиваться в свои объяснения – не звучат ли они глупо, бессмысленно – например, «потому что я так сказала». Ребенок хочет совершенно естественного: чтобы вы были для него любящими родителями, заботливыми и искренними. Мы ведь часто считаем, что делаем все как надо, а он считает, что главное – все делать от души, с любовью, а «правильно» это или нет – не важно.

И главное – никогда не забывайте своих обещаний! Если по каким-то причинам у вас нет возможности их выполнить, скажите ребенку об этом, не делайте вид, что вы забыли (авось, не вспомнит). Не подрывайте свой родительский авторитет.

Играйте с ними
Например, вместо того, чтобы просто что-то запретить, спросите ребенка: «Почему ты хочешь это сделать? А что потом из этого получится? Давай проиграем: что будет, если ты сделаешь так?» Пусть ребенок ответит. Затем продолжите: «Что ты будешь делать в этом случае?» Он вовлечется в общение и в процессе поймет, что ему этого делать не следует.

Не давайте скучать индиго, поскольку скука может вызвать в них высокомерие. Если дети ведут себя самонадеянно, значит, они нуждаются во встряске и в установлении новых границ. Лучший способ в этом случае – заставлять их мозги шевелиться и находить все новые и новые занятия и игры. Ведь играя и смеясь вместе с ребенком, можно построить хорошие взаимоотношения. Недаром еще Платон говорил: «Вы можете узнать о человеке гораздо больше, поиграв с ним часок, чем, проговорив целый год». Ведь людям с разными характерами и большой разницей в возрасте проще общаться именно в игре: шутки, веселье, игры рождают лучшее в отношениях в семье. Слушайте, когда дети рассказывают вам о своих фантазиях, ощутите их реальность, ведь они рождены энергией детей, вдохновляйте их, а не пресекайте какой-нибудь неуместной фразой.

Вседозволенности – нет!
Но! Родители оказывают плохую услугу своим детям, позволяя им плохо себя вести, не устанавливая для них никаких рамок, не направляя их, мотивируя это тем, что они – дети-индиго. Все дети, и индиго в частности нуждаются в определенных границах, тогда они приобретают навыки самоконтроля, нужные для нормального общения. Натуры очень творческие и подвижные, они постоянно экспериментируют во всем и испытывают на прочность границы дозволенного, постигая, таким образом, законы устройства нашего мира. Здесь очень важно выбрать правильный стиль воспитания. Помните, что жесткие рамки, что «надо делать» и что «не надо» душат творческое начало этих детей и угнетают самовыражение. В результате они занимают оборонительную позицию, начинают грубить и становятся несносными. Поэтому воспитание необходимо, но в нем нужен особый подход. Вот несколько основных принципов, которые важно учитывать абсолютно всем родителям:

давайте ребенку свободу выбора;
откажитесь от приказного тона;
не противодействуйте;
выполняйте обещания;
никогда не унижайте;
чаще проявляйте свою любовь;
если есть необходимость сделать «внушение», сделайте это наедине;
обсуждайте с ребенком его плохое поведение, убедитесь, что он правильно все понял;
ни в коем случае не оскорбляйте его;
не применяйте физические меры наказания;
если вы что-то хотите от ребенка, добивайтесь этого без упрашиваний или истерик, формулируйте свои распоряжения в виде просьб, например: «Малыш, мне очень нужна твоя помощь – сложи, пожалуйста, свою одежду в шкаф». Давайте по одному заданию, а не по нескольку, иначе они просто забудут о них. Говорите заранее о своих планах: они должны подготовиться к новой деятельности, например, к одеванию на улицу, хотя бы за пять минут. Предоставляйте ребенку выбор (но чем-то ограниченный): например, предложите выбрать – когда он пойдет чистить зубы – через 5 минут или через 10;
не забывайте хвалить их, но только за реальные заслуги.
Быть строгим, но справедливым – главное условие воспитания детей-индиго.

Уважайте своих детей
Дети-индиго требуют, чтобы все в семье чувствовали себя равными, будь-то ребенок или взрослый. Они хотят, чтобы с ними считались. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания, тогда дети будут более восприимчивы к вашим словам. Проявляйте к ним уважение, ничуть не меньшее, чем к родителям или близкому человеку. Если вы говорите, что любите их, но при этом относитесь неуважительно, они не поверят вашим словам. Не слова, а поступки - образ жизни, поведение в семье докажут ребенку, что вы его любите.

Давайте просто любить своих детей – они самое дорогое, что у нас есть. И так ли важно Индиго растет в твоей семье или нет, если ты уверен – твой ребенок самый талантливый, умный и неповторимый. И если воспринимать его именно таким, он обязательно проявит именно эти качества.

Маричка СМЕРЕКА

Это интересно:
Психиатры в большинстве своем понятие «индиго» вообще не признают, а поступающих к ним детей-индиго диагностируют как гиперкинетиков или аутистов и пытаются лечить их от самих себя. Так или иначе, но все интерпретаторы феномена индиго сходятся в одном: эти дети не такие как все.

***
Иногда кажется, что дети-индиго, словно сотканы из противоречий, в них уживаются нежность и агрессивность, простодушие и хитрость, обаяние и конфликтность, гениальность в чем-то одном и невосприятие другого. Они не вмещаются ни в какие рамки, не признают никаких авторитетов, не хотят следовать общепринятым нормам.

***
Почти все индиго плохо воспринимают школьную программу. В то же время многие из них обладают высоким интеллектом и выдают порой совершенно нехарактерные для их возраста суждения.

***
Если раньше некоторые человеческие проявления определяли симптомами аутизма или синдромом Аспергера, мозговой дисфункцией или органическим поражением мозга, синдромом гиперактивности или нарцистическим расстройством личности и квалифицировали как диагноз, то теперь все это и многое другое стали называть признаками индиго.

Некоторые индиго наделены паранормальными способностями. Так, например, занимающиеся этим феноменом российские ученые, рассказывали о шестилетнем мальчике, который читает закрытую книгу, положив на нее ладонь. А В Беларуси живет девушка, которая в 16 лет вспомнила всю свою предыдущую жизнь.

Полезно знать Здесь вы можете почитать текст первой книги http://indigo.e-puzzle.ru/ind1.html "Дети Индиго и второй книги http://indigo.e-puzzle.ru/ind2.html "Празднование цвета индиго" на русском языке он-лайн и скачать текст в виде http://www.e-puzzle.ru/ док-файла.

4

Хочу написать вам насчет левши....это Я!!! И никаких проблем у меня с этим нет!!! Я забываю об этом, а некоторые мои друзья только через год (а то и больше) замечали что я левша. Единственное неудобство состоит в том, что когда пишешь (особенно долго) все пальцы и часть ладони синие от пасты, а если попадется паста которая мажет, то вообще пипец и рука синяя и в тетрадке все размазано (у меня так частенько в школе было, ох на меня учителя ругались....а мне лень было переписывать :D ). Вот. И вообще я считаю что левши, что правши одно и то же...и что в этом нестандартного??? Непойму..... :? Ладно бы их было 1 на миллион...а так...чуть ли не каждый второй

5

ALSU, а у нас Аня 100% левша. Честно говоря, я и не замечала, что у нее есть такая проблема с письмом... вродь все ок в этом плане. Но сидеть и кушать рядом с ней за столом  :wacko: если она сидит справа от тебя.. мрак :) вечно руками стукаешься :) Поэтому у нее как бы отдельная сторона стола всегда в личном распоряжении :)

6

Kassi сейчас ручки лучше...а вот когда училась я......... хотя, я после института фиг знает сколько времени руку отмывала  :)

7

А вот я левша переученная. И как теперь понимаю, очень многих моих психологических проблем ноги растут оттуда. Я могу есть обееми руками, я могу отрезать что-то левой рукой, щетку зубную в левой руке держу и еще много чего делаю левой рукой. А вот пишу правой. Зато когда училась в Кульке у меня не было проблем с игрой на аккордеоне :)

8

у меня Антоша тоже левша - и никаких проблем, я правда, немного переживала как его писать учить-то?, но он как-то сам научился... Да, ещё долго с ножницами не дружил, но тоже привыкли...
к слову...
как-то начиталась про заграницу, что у них канц.товары и всякое другое есть для левшей отдельно - для прикола стала спрашивать в наших магазинах ножницы для левшей - весело так на людей смотреть - кто-то серьезно так: "нет, не поступали", а кто-то смотрит как на дуру, типа глобус Украины требую :)

9

Мама Лена написал(а):

Зато когда училась в Кульке у меня не было проблем с игрой на аккордеоне

Тут могу ответить, я закончила муз. школу по специальности Баян....никаких проблем не было и не переучивали меня. Вот. Так что и у тебя не было бы проблем. :P

10

Мама Лена
ALSU
кхе... ансамбль млин намечается...  :yahoo:

11

Мама Лена, ну ты меня удивила... :O  Больше 20 лет знакомы, а я только тут впервые узнала, что ты левша  :O
У нас папа переученный левша, тоже наверное есть от этого некоторые заморочки. Крестная тоже левша, рисует левой, ест правой.
Вова вроде как праворукий, но пока это не очень выражено, раньше мог есть обеими руками, но сейчас потихоньку вроде правая становится доминирующей.

12

ALSU написал(а):

Тут могу ответить, я закончила муз. школу по специальности Баян....никаких проблем не было и не переучивали меня. Вот. Так что и у тебя не было бы проблем. :P

Да фишка-то в том, что я семь лет на фортепиано у музыкалке отиграла, а в Кульке ведуший инструмент был аккордеон. Вот и говорю, что проблем было меньше. А вот остальные с кнопками помучались певый год с непривычки :)

Irok написал(а):

Мама Лена, ну ты меня удивила... :O  Больше 20 лет знакомы, а я только тут впервые узнала, что ты левша  :O

Ну вот, значит есть еще во мне загадки :)

13

Мама Лена я тоже на фортепиано умею играть!!! Это мой 2 инструмент. Короче на встречу тащим с собой баян, аккордион и пианино...как че нить забабахаем... :ru:
Так что тут и "нестандартные" мамы имеются  :yes3:

14

ALSU написал(а):

Так что тут и "нестандартные" мамы имеются

не то слово! Коллективчик подобрался! Рукодельницы- мастерицы- кулинары- музыканты- спортсменки-.... кто еще?

15

Юльчик написал(а):

не то слово! Коллективчик подобрался! Рукодельницы- мастерицы- кулинары- музыканты- спортсменки-.... кто еще?

Просто красавицы...  ^( К сожаления, я не могу отнести себя ни к одной из перечисленных тобой категорий... Зато есть к чему мне стремиться!