Наверно, почти каждая мама хоть раз делала своему ребенку замечание: «Не грызи ногти», «Не ковыряй в носу», «Не крути волосы». И мы можем заметить, что хотя ребенок в данный момент прекращает свое поведение, но от замечаний оно не уходит совсем. И как ни странно, чаще от замечаний оно становиться еще сильней. Давайте попробуем разобраться, с чем же связано такое поведение.
Часть из этих привычек являются нормативным поведение для определенного возраста. Например, сосание пальца для младенца вполне нормально, он начал это делать еще в утробе своей мамы. Такое поведение помогает малышу успокоиться (особенно перед сном), дождаться начала кормления, пока еще голод не сверх сильный, развивает мышечный аппарат рта и языка. И постепенно это поведение естественным образом сворачивается. Но как мы определяем такое поведение, если оно возникает у ребенка 4-5 лет? С чем связано то, что это поведение не уходит, а остается как «вредная» привычка?
Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств.
В чем же причина такого поведения? Оно является показателем высокого уровня напряжения у ребенка. И обычно именно родители помогают малышу справиться с напряжением и с другими эмоциями, мама дает ему телесный контакт – гладит по головке, ласкает, укачивает, и ребенок успокаивается, напряжение и возбуждение из организма уходят. Но в данной ситуации родитель может быть менее доступен контакту с ребенком (например, из-за того, что у родителей очень много дел, или присутствуют конфликтные отношения между супругами, которые забирают их внимание от ребенка) и тогда ребенок пытается сам себя успокаивать, использует доступные для этого средства, т.е. собственное тело. Чаще всего когда родитель видит «вредную» привычку ребенка, он реагирует очень эмоционально, начинает запрещать такое поведение, и тогда ребенок получает пусть и негативно окрашенное, но внимание от родителя. И это еще больше закреплять «вредную» привычку. А кроме этого такая реакция родителя усиливает внутреннее напряжение ребенка. Формируется такой порочный круг.
Замечали ли вы такое поведение у деток? Каким образом оно проходило? Как вам удалось помочь вашему малышу? Приглашаю к обсуждению темы.