Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » Что и как ребенок чувствует? или развитие эмоциональной сферы.


Что и как ребенок чувствует? или развитие эмоциональной сферы.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Хочу предложить к обсуждение новую тему, надеюсь вы поддержите и будете задавать вопросы, высказываться, делиться своим опытом, так гораздо интереснее думать и рассуждать - в диалоге.
Часто в работе сталкиваешься с таким представлением, что эмоциональная сфера ребенка такая же как у взрослого и соответственно взаимодействие с ребенком по поводу его эмоций, переживаний вы страивается также как во взрослым. Однако на самом деле эмоциональная сфера ребенка растет и развивается вместе с ним.
Для нас очевидно, что познавательные способности ребенка в 2 года совсем другие, чем у ребенка в 7 лет, и что в 2 года он многие вещи не сможет просто понять, но в 7 лет ребенок способен на большее. Тоже самое происходит и с эмоциональной сферой ребенка. Эмоции ребенка не заданы изначально в готовой форме, они имеют свой путь развития.
И даже интересно, что в этой области психологии очень много споров и разных теорий о том, как это происходит, гораздо больше, чем в области исследований развития познавательной сферы.
Только в 1990 г. появилось такое понятие как эмоциональный интеллект, хотя исследования интеллекта и уровня IQ ведутся еще с начала XX века.
И как и интеллект, у кого-то эмоциональная сфера может быть более развита, и здесь конечно велика роль того как это развитие происходит, как в это включены родители. Хотя на самом деле, знаем ли мы о развитии эмоциональной сферы или нет, мы все равно участвуем в развитии эмоций нашего ребенка. Возможно знание этого пути даст нам возможность лучше помогать своему ребенку.
Хочу пригласить вас в эту тему, надеюсь, что это будет интересно для вас ))

Начну говорить про эмоциональную сферу с самого раннего возраста - младенческого. По одной из теорий, которая мне более близка, считается, что у новорожденного есть два состояния - комфорта и дискомфорта, и как вы знаете по опыту когда ребенок сыт, ему тепло, сухо и т.п., он находится в комфортном состояние, и наоборот, когда какие-то его потребности не удовлетворены, у младенца возникает дискомфорт, и он активно это выражает. В тот момент крик малыша еще не служит для того, чтобы позвать маму, он именно выражает состояние дискомфорта.И только через некоторое время благодаря тому, что на крик чаще всего появляется мама, эти два события связываются, и ребенок начинает кричать, чтобы позвать маму.

Через некоторое время на основе этих состояний комфорта и дискомфорта и получения опыта разрешения дискомфорта через маму, у ребенка появляется состояние удовлетворения и неудовлетворения. Т.е. каждый раз, когда мама смогла угадать потребности ребенка и удовлетворить их – дискомфорт и напряжение у малыша уходят, и возникает удовольствие, а если мама не сразу понимает, что вызывает дискомфорт, не возможности сразу удовлетворить потребность малыша, неудовольствие начинает усиливаться и нарастать.  И эти состояния младенца по опыту известны всем мамам, и мамы научаются очень быстро их различать и на них реагировать.

И только через несколько месяцев спустя вместе с появлением большего сознания у младенца появляется первая радость (и чуть позже противоположная ей эмоция грусть, печаль). Радость появляется, конечно же, в контакте с мамой, ребенок до этого много раз получал опыт того, что именно с мамой (и еще несколькими близкими людьми) приходит удовольствие. Весь его организм настроен на то, чтобы проявлять интерес и внимание к человеку. Это обусловлено еще и биологически, ведь по-другому младенец просто не выживет. Есть исследования, где младенцу подносили разные предметы для рассматривания, и он больше всего времени рассматривал именно человеческое лицо. Когда малыша мама кормит грудью, глазки младенца находятся на самом комфортном для него расстоянии, чтобы смочь увидеть лицо мама. Он научается ее выделять из остальных людей. И все мамы по опыту помнят  ту радость, которую выражает малыш, когда она появляется – малыш выражает ее всем телом, он начинает сучить ножками, ручками, издавать звуки, двигать ртом, поворачивать головку в сторону мамы и всячески призывать ее к контакту. И печаль возникает именно, когда этого контакта с мамой не происходит, когда малыш выражал радость, призывал маму, а мама почему-либо не подошла.

Наша эмоциональная сфера так устроена, что мы понимаем свои эмоции в сравнении, и если не будет этой возможности для сравнения, то эмоциональная сфера не сможет развиваться. Но другой вопрос в количестве этой печали, которую младенец может выдержать. Но чаще всего мама подходит, и тогда наступает большая радость. Здесь еще нет более сложных эмоций, присутствует также и  спокойное состояние, которое обычно окрашено позитивно, когда малыш бодрствует, смотрит, что происходит вокруг, хватает погремушки, двигает ручками, ножками, гулит, в общем развивается. Я описывают нормативную ситуацию, есть еще и другие, но их можно рассмотреть, если по ним будут вопросы.

Буду продолжать рассказывать, если вам тема интересна  8-)

2

Немного продолжу.
Как вы видите злость или гнев здесь не присутствуют, они появляются чуть позже. Хотя часто некоторые действия малышей трактуются, как то что они злятся, но часто это не так. Для появления такой эмоции как гнев нужно большее осознание себя, своей отделенности от окружающих людей и чего-то "своего".
Давайте вспомним как в животном мире проявляется гнев - в ситуации защиты своей территории или если нужно защищать свою жизнь при нападении. Так же и у людей, первично гнев, раздражение (как более низкая степень гнева) возникает, когда кто-то переступает границу этого человека. Например, забирает мою игрушку, не спросив моего разрешения, отвлекает внимание моей мамы, забирает мою соску и т.п.
Примерно с 3 лет ребенок очень часто проявляет гнев, злость, эта эмоция становиться очень активной и он начинает учиться ее выражать, ей управлять. Кроме этого в этот период малыш себя активно осмысляет, и пытается часто действовать самостоятельно, так как он пока еще не знает про пределы своих возможностей, он исследует свою силу. и поэтому часто до этого послушный ребенок вдруг становиться совсем другим, как будто его подменили. И когда малыш охвачен одной эмоцией, как будто прежние чувства к маме уходят, он еще не умеет удерживать две эмоции - например, что он любит маму и одновременно сейчас на нее сердиться. Ему нужно время, чтобы понять что одновременно можно испытывать противоположные чувства к одному человеку.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Консультации семейного психолога » Что и как ребенок чувствует? или развитие эмоциональной сферы.