Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Возрастной кризис....!

Сообщений 1 страница 30 из 143

1

подскажите, какой возраст отмечается у ребенка кризисным? как правило с чем это связано? как ихбежать или смягчить этот период?
я понимаю, что все индивидуально....но очень интересно...

2

Упс! Боюсь, целая лекция получится :-)
Если говорить о дошкольном возрасте (т.е. с рождения до школы), то выделяют 3 кризиса: 1 год, 3 года, 7 лет.
Все кризисы закономерны,т.е. каждый не то что проходит эти кризисы, а просто-таки ОБЯЗАН их пройти. дело в том, что кризис - это резкий скачок в развитии ребенка,т.е. его личность начинает быстро меняться (если бы без кризисов, то мы бы, наверно, и к 20 годам не доросли до уровня 7 лет :-) ). Кризис - это своеобразный переход количества в качество - изменения постепенно накапливаются, потом - раз и поперли (это не слишком грубо?  :blush: ) измненения.
Поэтому все кризисы с чес-то связаны и меют свои закономерности протекания.
Кризис конца 1-го года: ребенок начинает ходить, а значит у него появляется больше возможностей познавать окружающий мир (руки-то освободились!), а значит и ускоряется познавательное (умственное) развитие. А еще он начинает осваивать речь (появляются первые слова), а это значит, что взрослые получают еще один - очень мощный и очень важный - канал воздействия на ребенка - речь. С помощью речи, чего только мы не объясняем ребенку!!! И ЧТО это? И КАК это? и ПОЧЕМУ это? и т.д. Представляете, как это ускоряет его развитие?
Кризис 3-х лет. Он связан не с познавательным развитием, а с развитием личности. Ребенок начинает отделять себя от мамы, начинает понимать, что он ОТДЕЛЬНАЯ личность, которая может иметь свои желания, может действовать самостоятельно, по своему (иногда этот возраст еще называют возраст "Я сам!"). И как ребенок раньше активно познавал предметный мир, так теперь он начинает познавать мир своих желаний: А что будет, если я не соглашусь с мамой? Поэтому  3-хлетний малыш иногда высказывает нелепые желания и настаивает на них - ведь это ЕГО желания. Это огромный скачок в развитии личности ребенка.
Кризис 7-ми лет. Он связан с тем, что ребенок уже набрал множество знаний, впечатлений об окружающем мире, набрался жизненного опыта. Но все это происходило спонтанно, естественно, само собой. Как, например, мы учим малыши запоминают стишки? Ведь их же специально даже не заучивают, просто повторяют вместе с ним несколько раз. Потом, в какой-то момент - раз, и он же их может расскзать сам. А теперь на первое место выходит развитие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ или произвольности, т.е. когда ребенок что-то делает не спонтанно, а с какой-то целью. Мы уже говорим ребенку: "Слушай внимательно! Запоминай!" и т.д. И еще одно приобретение - произвольное управление своим состоянием, своими эмоциями. Кстати одним из признаков наступления этого кризиса является то, что ребенок может подолгу стоять перед зеркалом и "кривляться", "строить рожи" (независимо от пола). Это он "учится" произвольно (т.е. по собственной воле) управлять своей мимикой.
Вывод: кризис - вещь замечательная, нужная и полезная. Почему же у родителей часто со словом "кризис" возникают негативные ассоциации? Дело в том, что пока ребенок развивается в стабильный период, мы как-то выстраиваем с ним наши отношения. А в период кризиса, как я уже сказала, личность и поведение ребенка довольно сильно меняются. Так вот, если родители не "успевают" поменять свое отношение к ребенку, у них начнутся трудности: конфликты с ребенком, раздражения и прочий негатив.
Например, мама привыкла, что ребенок постоянно на одном месте, ограничен в передвижении и т.д., и она, убрав "опасные" или дорогие ещи на верхнюю полку, спокойна - ребенок их не достанет. Но ребенок осваивает пространство и вот он уже долез и до верхних полок, и берет, кидает и т.д. "спрятанные" там вещи. Мама ругается, называет его непослушным, невыносимым и т.д. Кто виноват? Ребенок? Кризис? - нет, просто маме надо менять свои отношения с ребенком и давать больше возможностей для познания!
Если коротко, то так. Может, есть уточняющие вопросы?

3

как долго может длиться кризис первого года?

4

Аленка, что имеется в виду? Его активность и желание все тащить в рот, познавать, раскидывать? - так пока не научится познавать мир другими способами: рассматривать, спрашивать... :-)
Этот процесс не заканчивать надо, а давать возможность реализовывать с минимальными "потерями" :-)
(если я не поняла вопрос и ответила не про то - спроси по другому)

5

Румия написал(а):

Кризис 7-ми лет.

Ооооооо... это был кошмар у нас. Как хорошо, что уже все позади :) Это был единственный кризис, который я реально заметила на своих детях, все остальные как-то достаточно гладко прошли :)

6

Румия написал(а):

Кризис 7-ми лет.

Румия написал(а):

Кстати одним из признаков наступления этого кризиса является то, что ребенок может подолгу стоять перед зеркалом и "кривляться", "строить рожи" (независимо от пола). Это он "учится" произвольно (т.е. по собственной воле) управлять своей мимикой.

Это любимейшее занятием моей дочуры с 1года и 6 мес. и до сих пор (сейчас ей 1 год и 10 мес.) неужто кризис 7ми лет так рано  нагрянул  o.O:D .

Мама Лена написал(а):

Ооооооо... это был кошмар у нас. Как хорошо, что уже все позади :) Это был единственный кризис, который я реально заметила на своих детях, все остальные как-то достаточно гладко прошли

Мама Лена, а он в чем выражался?

7

pushta написал(а):

Мама Лена, а он в чем выражался?

Не подчинялся никаким правилам, которы ранее были в ходу. Любимые фразы были "Зачем это надо", "Я сам все знаю", "Мне все равно", "Это неважно". И так месяцев 8 каждый день... И еще дрался.... За любое обидное слово в свой адрес лупил всех подряд.
Но у нас все это наложилось еще на достаточно сложный период у Маши + год он был дома, т.к. из одного сада нас выгнали, а в другом вкатили привику во время соплей без моего согласия, чем сильно подкосили здоровье и мы сидели дома. Потому я все это и впоминаю как страшный сон  :canthearyou:

8

Мама Лена написал(а):

Не подчинялся никаким правилам, которы ранее были в ходу. Любимые фразы были "Зачем это надо", "Я сам все знаю", "Мне все равно", "Это неважно". И так месяцев 8 каждый день... И еще дрался.... За любое обидное слово в свой адрес лупил всех подряд.

Понятно. Я даже вспомнила как сама много дралась в этом возрасте, даже родители других детей приходили к нам домой жаловаться, что я их ребенка во дворе побила, еще за драки в школе (в том числе и с мальчишками) родителей вызывали. Но у меня это долгий период был, не только в 7 лет, а где-то с 7 до9 лет включительно, к 10 годам прошло.

9

pushta написал(а):

неужто кризис 7ми лет так рано  нагрянул

:D
Скорее, она "познает" свой внешний облик. Они еще могут просить "корчить рожи" (прямо руками мять лицо) у взрослых, чтобы увидеть возможности лица к изменениям :-)

10

Мама Лена
pushta
Ну уж не следует любое отклонение он "приличного" (еще одно мое нелюбимое слово, наряду и "послушанием"     :x ) поведения списывать на кризис! Кризис - это не "плохое" поведение, а развитие! А все сложности возникают из-за нашего непонимания потребностей ребенка.

11

Румия написал(а):

А все сложности возникают из-за нашего непонимания потребностей ребенка.

Согласна. Но у меня была ситуация, когда я просто не могла прыгнуть выше головы. Паха болел постоянно, Машка от него заражалась. Ему было необходимо привычное общение с детьми, а обеспечить его в нужном объеме не было никакой возможности. Оставить младшую я могу только на выходных с папой :(
Ну да ладно, проскочили эти трудности и слава Богу :) Теперь у меня такая деловая колбаса ходит. Сам решает когда уроки делать, сам решает когда гулять... хорошо хоть в известность ставит о своих планах... пока еще  :D

12

Румия написал(а):

(если я не поняла вопрос и ответила не про то - спроси по другому)

я поняла...тогда получается из кризиса 1 года, практически сразу в кризис 3 лет?

13

Аленка, а кризис заканчивается тогда, когда мы начинаем понимать нашего ребенка :-) Недаром ведь некоторые мамы даже не замечают возрастных кризисов - просто наблюдают за дитем, откликаются на его изменения - и нет проблем! :-)
А если к 8-летнему относиться как к грудничку, так там сразу 3 кризиса накладываются! (кошмар, не правда ли?)

14

Румия
Скажите, пожалуйста, а 10 лет - это тоже возрастной кризис, начало переходного возраста? Или рано еще?

Отредактировано Olga (2009-04-17 12:53:44)

15

Olga написал(а):

Скажите, пожалуйста, а 10 лет - это тоже возрастной кризис, начало переходного возраста? Или рано еще?

Olga, с подростковым кризисом немного сложнее - он сильно зависит от общего развития ребенка - у кого-то раньше, у кого-то позже.
С одной стороны он связан, с началом полового созревания: начинаают вырабатываться гормоны, гормональный статус нестабилен, что риводит к эмоциональной несдержанности, обидчивости, раздражительности.
С другой стороны - с развитием самосознания. когда ребенок ВПЕРВЫЕ задает себе вопросы: "Кто я?", "Зачем это мне?" и т.д., когда ему кажется, что он уже взрослый и все может решать сам, и родители ему больше не указ (прихологи говорят о возникновени "чувства взрослости")
Так что смотрите, что имеет отношение к Вашему ребенку, а что - нет.

16

Румия написал(а):

Недаром ведь некоторые мамы даже не замечают возрастных кризисов - просто наблюдают за дитем, откликаются на его изменения - и нет проблем!

вот и я не замечаю кризисов у детей..конечно вижу как они меняются....
значит, если я не отметила кризис возрастной - значит это хорошо, или я не внимательная мамшка?

17

Аленка написал(а):

значит, если я не отметила кризис возрастной - значит это хорошо, или я не внимательная мамшка?

Это просто замечательно! :cool:
Это значит, что Вы не просто чутко реагируете на изменения в ребенке, но и еще это (наблюдение, реагирование) для Вас даже и не труд, не требует усилий - для Вас это естесвенное поведение. Вашему ребенку можно только позавидовать!

18

Румия написал(а):

Это просто замечательно! 
Это значит, что Вы не просто чутко реагируете на изменения в ребенке, но и еще это (наблюдение, реагирование) для Вас даже и не труд, не требует усилий - для Вас это естесвенное поведение. Вашему ребенку можно только позавидовать!

спасибо, успокоили....
а то мне порой кажется что я ничего не успеваю...точнее не могу уделить внимания 7-летниму сыну, и одновременно своим 1,6 годовалым двойняшкам....а с другой стороны и проблем как таковых нет...

19

Не знала куда написать, может не совсем по теме.
Уважаемая Румия,

хочу спросить, означает ли следующее, что у ребёнка есть какие-то проблемы, комплексы или страхи....?

Моя дочь во всех предметах видит "маму"-"папу"-"Лизу". Попробую объяснить, что имею в виду. Видит в витрине 2 ёлки, поменьше и побольше, говорит -это мама и Лизочка. А где папа? Или стоят 3 вазы - это тоже мама-папа-Лиза, на картинках везде, в магазине, даже ложки и йогурты, бутылки с шампунем и гелем...Всё, одним словом. И так каждый день. Семья у нас дружная, всегда вместе отдыхаем, её никому не "подкидываем", каждый вечер при любой практически погоде ходим все вместе гулять.. Её что-то тревожит? Или это нормально...
И ещё из этой же оперы. Бабушка говорит, например, вот лето скоро будет, дедушка бассейн надует будешь купаться, играть на даче. Лиза - а мама где будет? А папа?
Или фотки смотрит, очень любит это дело. И каждый раз, если на фото не вся наша семья, спрашивает, а где Лиза, а где мама? Очень любит совместные фотографии, прям издаёт всхлипы радости при просмотре...
Надеюсь, не особо сумбурно описала....
Вот что это могЁт быть??

20

Манька, вроде не страшно все выглядит  :disappointed:
Выше писала, что  кризис 3-х лет (а вы где-то рядом с ним :-) ) характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от других людей, осознавать себя как отдельную личность... Может, это способ Вашей дочери как раз "нащупать" эти границы - всегда ли мама-папа-Лиза едины, вместе, или они могут вполне существовать порознь.
А видеть в окружающих предметах свою семью (самых близких и значимых людей) - это вообще нормально. Людям свойственно объяснять окружающий мир, исходят из собственного опыта (если не брать систему передачи научных знаний в школе, из книг). Именно поэтому древние люди в звездах находили зверей, людей  т.д. (я имею в виду названия созвездий), а мы нередко поведение, скажем, растений или животных объясняем с человеческих позиций (цветок завял, пока мы были в отпуске - заскучал, обиделся, кот "нагло" требует что-то и т.д.). У маленького ребенка очень маленький собсвенный опыт - знает одно "объединение предметов" - его семья. Для расширения "кругозора" можно порасуждать с ребенком, кто еще можт быть "втроем" (если это не будет вызывать протеста, конечно) - бабушка-дедушка-их котик, заяц-зайчиха-зайчонок и т.д.
А что ВАС-то беспокоит? Ни у кого не встерчали такого? (радуйтесь оригинальности дочери :-) ) Слишком навязчиво, постоянно? (если недавно появилось, то, скорее всего, процесс интенсивного усвоения этой стороны реальности) Или просто мама тревожная?  :playful:

21

Румия написал(а):

что ВАС-то беспокоит? Ни у кого не встерчали такого? (радуйтесь оригинальности дочери  ) Слишком навязчиво, постоянно? (если недавно появилось, то, скорее всего, процесс интенсивного усвоения этой стороны реальности) Или просто мама тревожная?

Я знаю, что детки иногда любят играть чем-то, называя это мамой-папой...Племянница играла зубными щётками и спичками очень долгое время. Но в нашем случае, это не игра. Она просто ВИДИТ это. Ну и сообщает мне или спрашивает..
Это уже на протяжении года где-то....и каждый день.... Если видит на улице ребёнка с папой, ВСЕГДА спрашивает, а где его мама? и пытается по сторонам поискать и предположить, что та или та тётя - это мама... Хотя она с папой вдвоём и гуляет, и остаётся иногда, хоть редко, но бывает..
А я да...тревожная..мамаша %-)

Спасибо за ответы!!! Большое.

Отредактировано Манька (2009-05-06 15:15:16)

22

Румия написал(а):

Кризис 7-ми лет.

Уважаемая Румия, подскажите пожалуйста, а как все-таки распознать состояние ребенка, т.е. то, что с ним происходит - это кризис, издержки вопитания (избалованность и вседозволенность) или что-то другое. Мы (родители), например, последнее время находимся в некой растерянности по-поводу вдруг изменившегося поведения нашего ребенка, из вполне спокойного и рассудительного мальчика, наш сын к 6,3 годам превратился в ребенка, который:
- постоянно отговаривается с родителями, бабушками, дедушками....., причем его слово должно быть обязательно последним
- наровит делать все наоборот
- его любимые фразы: "Я сам все знаю", "не учите меня жить", "а почему вам можно, а мне нельзя", "ну и не разрешайте, а я сам могу...включить, взять и т.д." в зависимости от ситуации
- может дать волю эмоциям - хлопнуть дверью, обидеться на самую нелепую ситуацию, например дали яблоко целое, а он хотел порезаное на кусочки, причем вслух свое желание он не произносил, типа догадайся мама сама, что я хочу
- ну вообщем много чего еще, не знаю как классифицировать просто.....
Просто ребенок неузнаваем, причем никогда он не был шалуном и неуравновешенным. На что мы только не "списывали" такие изменения в поведении: устало дитятко в садике, переутомилось, так свозили дитяко на море на месяц - не помогло, решили веревки вьет из нас, эгоист растет - применили метод кнута и пряника, еще хуже, старались на капризы не обращать внимания, тоже не помогло, боимся вообще на шею сядет.... старались отвечать спокойно, сдержанно на проявления его эмоций, помогает, но не сильно, "хотели" списать на то, что ребенок левша, типа личность неординарная, но это скорее так - от безисходности....

Общение с ребенком строится на доказывании необходимости сделать то или иное действие, просто просьба не воспринимается.
Пытаемся сами набраться терпения, но в речах  дитятко звучат очень неприятные вещи, слова....он общается с нами, как с друзьями своими...
Так вот что это - кризис, избалованность, невоспитанность, в конце концов.
Заранее спасибо

23

Юлек
А как вам поможет ответ - кризис это или нет? (риторический вопрос :-) )
Отложим неактуальный вопрос "откуда это?" (неактуальный - потому что о прошлом, которое мы изменить не можем) и подумаем над: "Что делать?" (т.е. о настоящем, которео мы можем изменить)
На основании вашего описания ситуации могу только прокомментировать, а вот что делать, ответить не смогу - не знаю ваших взаимоотношений...
Здесь мысли такие:
1. Ребенок свое поведение не берет ниоткуда: все слова, манеры, он у кого-то перенимает. Подумайте, понаблюдайте за собой: откуда такие фразы (согласна, что нетипичны для 6-летнего ребенка). Иногда родители не замечают, что ребенок "возвращает" им их же отношение к нему.
2. Ребенок "манипулирует" родителями ровно настолько, насколько они позволяют ему это делать. "Позволяют" не том смысле, что разрешают говорить те или иные фразы, а в том смысле, что любое поведение ребенка (как и любого члена семьи) не бывает само по себе. Оно - ВСЕГДА часть ВЗАИМОотношений. А значит фокус вашего внимания и поиска лучше направить не на ребенка (Что же  с ним делать?), а на себя: ЧТО в нашем поведении есть такое, что вызывает такую реакцию ребенка? 
Не знаю, насколько такие мысли для вас радикальны и насколько приемлемы... (ответите - узнаю :-) )
Самые общие рекомендации по вашей ситуации ("общие", т.к. возможно вы что-то уже делали):
1. Договоритесь между собой, взрослыми, о едином поведении, одинаковом реагировании. На этом этапе любые разногласия между взрослыми - лазейка для манипуляции)
2. Договоритесь, что "можно", а что "нельзя" - решите, в каких ситуациях, сыну можно действовать по-своему, в каких нет. В последних продумайте, как будете добиваться этого. Таких "жестко послушных" ситуаций должно быть немного.
3. Если требуете что-то от ребенка, проговаривайте что будет, если он это требование не выполнит. Здесь важно, предупредить заранее, но не угорожать, а проговорить это как условие.
4. Обратите внимание, каково соотношение в вашей семье "препирательств" с ребенком и его похвалы, радости общения с ним. Подозреваю, что последнего значительно меньше. Можно сказать, что его хвалить не за что. Это не так: вы же любите своего сына, значит, радуетесь общению с ним. Просто об этом не следует забывать и находить побольше поводов сказать ему о том, какой он замечательный!
5. Не ждать быстрых результатов (типа, мы два дня не кричали, а он все равно не исправился)
Пишите свои соображения (если совсем невмоготу - приходите на встречу, будем решать оперативно :-) )

24

Румия, подскажите, а "болезненное" стремление сделать все САМОЙ это тоже проявление кризиса? вот нам 2,4 года и мы все-все-все, даже то, что казалось бы совсем не касается и не пересекается с интересами дочки, пытается сделать сама. в результате у нас некоторые процедуры (типа, одевания, раздевания, растелания кроватей, да и вообще все) растягиваются на часы. иногда меня это просто доводит до исступления, хотя я понимаю, что орать и подгонять бесполезно. и вообще, у всех детей вот эта самостоятельность так сильно выражается? может это быть с чем-то связано в семейной обстановке? чего-то не хватает или наоборот чересчур много?

25

Олеся Н.
Самое время! Кризис 3-х лет ведь не событие одного дня :-)
Одним из его "подготовительных" этапов - это отделение своих действий от действий других. Т.е. ребенок осваивает ту идею, что он может что-то делать САМ, без участия других людей (прежде всего - мамы).
Мне кажется, сейчас очень важно не отбить у дочери охоту к самостоятельным дейтсвиям такими реакциями: "Давай, у меня быстрее (лучше) получится". "Вечно ты лезешь, куда не следует" и т.д.
Иначе через лет 5 будете спрашивать: "Как заставить его убираться в своей комнате, мыть за собой посуду?" и т.д.
Чтобы не раздражаться - воспринимайте это как необходимый этап обучения. МОжно разделить ситуации - когда дочь может пробовать сама и делать столько,с колько ей необходимо времени, а есть ситуации, когда надо действовать БЫСТРО. Желательно, чтобы все-таки первых ситуаций было больше...
Обязательно хвалите ее за самостоятельные дейтсвия, за по повышение качества и скорости.
Когда Вы пишите о "нездоровой" семейной обстановке, "вынуждающую" дочь действовать самоятоятлеьно.... не совсем представляют такую ситуацию. МОжет, у Вас есть более конкретные соображения по этому поводу?

26

Румия, спасибо за ответ. я в общем понимаю, что бессмысленно и может даже вредно отнимать инициативу у ребенка и брать все в свои руки. раздражение вызывают те ситуации, когда реально надо БЫСТРО, а сделать ничего нельзя - получается с ее скоростью и только. иначе скандал и быстрее все равно не получится...
а насчет ситуации... я просто подумала, что у нас же бабушка в соседней комнате, которая любит предложить свою помощь, так вот может Василиса частично протестует против ЛЮБОГО (достаточно обильного) вмешательства в свои начинания. а так ситуация вполне здоровая :-)

27

Румия написал(а):

3. Если требуете что-то от ребенка, проговаривайте что будет, если он это требование не выполнит. Здесь важно, предупредить заранее, но не угорожать, а проговорить это как условие.

а если и это не помогает?

28

лариса

лариса написал(а):

а если и это не помогает?

Не совсем ясен вопрос...
Пример: Тебе необходимо убрать игрушки за 15 минут, если ты не успеешь это сделать, не будешь смотреть "Спокойной ночи, малыши" Если ребенок не убирает игрушки - не смотрит ТВ. ЧТО не помогает?
Игрушки все равно не убирает? ВОзможно, он не очень-то и хотел смотреть мультик...
Если плачет - хочет смотреть, помогите ему убрать, пусть начнет смотреть с опозданием. Зато поймет, что это не слова, ачто ТАК будет...
Может, я не в ту сторону развиваю мысль? Спросите более развернуто...

29

Румия написал(а):

Может, я не в ту сторону развиваю мысль? Спросите более развернуто...

мысль верная но все данные действия уже пройдены и не раз, НО последнее время....вот наверное кризис 7 лет и начинается!? :glasses:

30

лариса
Если вам легче от этой мысли...
Можно списывать и на кризис, но ведь проблемы-то остаются?
Если прежние приемы воздействия перестают "работать", значит надо что-то менять...
Могу попробовать помочь идеями, но по-прежнему не понимаю, ЧТО именно не рабоатет?