Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Развитие и воспитание детей (теория) » Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)


Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/24/ff/fff2ede953236fa4695c50397dc64f7d.jpg

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

http://www.razumniki.ru/triz.html

2

1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта
1.1. "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Примерный ход:
В: Телевизор.
Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Ознакомление с окружающим миром.
В: Что может светофор?
Д: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу.
В: Что еще может светофор?
Д: Перегореть, сломаться.
В: Что тогда может случиться?
Д: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть случится авария.
В: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей).

Базис личностной культуры.
В: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
В: Еще?
Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.
Экология.
В: Что может растение?
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
В: Что может слон?
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
В: Что может дождь?
Д: Растворить лед.
В: Когда и почему?
Д: Когда ярко светит солнце, тепло.
В: Что еще может лед?
Д: Лед может расколоться, треснуть.
В: А какие полезные функции у льда?
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
В: Что можно делать со льдом?
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
В: Что может дождь?
Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

Музыкальное воспитание
В: Что может песня?
Д: Песня поднимает настроение, а если она грустная, то настроение пропадет. Песню можно слушать и петь.
В: Что может звук?
Д: Оглушить, усилиться, убавиться, звук может произвести эхо, создать музыку.
Изобразительная деятельность.
В: Что может краска?
Д: Она оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть.
В: Что может художник?
Д: Рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши.
В: Что может глина?
Д: Лежать в земле. Намокать. Засохнуть и разбиться на мелкие кусочки. Глина липнет к рукам. Она может быть мягкой и тогда из нее можно лепить чего-нибудь.

Математика.
В: Что может цифра "4"?
Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.
В: Что может треугольник?
Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.
В: Что может знак "+"?
Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

1.2. "Дразнилка" (проводится с 5-лет).
Правила игры:
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
В: Пылесос.
Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…

Ознакомление с окружающим миром.
В: Кинотеатр.
Д: Смотрилище, показывалка.
В: Знаки дорожные.
Д: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…

Физическая культура.
В: Мяч.
Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
Экология.
В: Снег.
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
В: Когда он может быть укрывалкой?
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Д: Испарялочка, исчезалка…
В: Помидор.
Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.
Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.
В: Подразните его в этот момент!
Д: Украшалочка, украшалка.

Ознакомление с трудом людей.
В: Трактор в поле.
Д: Пахалище, вспахивалка….
В: Когда трактор землю разравнивает. Подразним?
Д: Боронилка, дробилище, разравнялочка.

1.3. "Мои друзья" (проводится с 4-х лет).
Правила игры:
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (дерут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.
Ход игры:
В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.
К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.
В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

Ознакомление с окружающим миром.
В: Мои друзья - это то, что может говорить.
К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…
Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:
В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.
К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

Развитие речи.
В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.
К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.
В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.
К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.
В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).
К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары.
Как усложнения для 6-7 лет.
Мои друзья - это слова, обозначающие действие, в которых есть звук "А".
Д: Бегать, прыгать, летать.

Изобразительная деятельность.
В: Я - солнце. Мои друзья - это теплые краски, которые живут в ваших образах.
Д: Подбегают дети цветка, огня.
В: Мои друзья - это то, что умеет рисовать.
Д: Карандаш, кисти, палец руки, акварель, веточка, палочка.

Экология.
Дети выбирают для себя объекты природного мира живой и неживой системы: птицы, камня, реки, рыбы, песка, цветка, земли и так далее.
В: Мои друзья - это то, что умеет дышать.
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, то есть объектов природного мира живой системы.
В: Мои друзья - это то, что умеет цвести и размножаться.
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, реки (она тоже "цветет"), цветка (и цветет, и размножается).
Примечание: сопутствующая задача - закрепить у детей свойства живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются. (см. игру "Все в мире перепуталось").
В: Мои друзья - это то, что умеет издавать звуки.
К ведущему подходят дети, взявшие образ реки, птицы, ветра.

Неживая природа. (методика маленьких человечков).
В: Мои друзья - это то, что может превращаться из жидкого состояния в твердое.
К ведущему подходят те дети, которые взяли на себя образ воды (она замерзает при низкой температуре), яйцо (оно на сковородке сначала жидкое, а потом твердое), капельки воды в воздухе (они при морозе превращаются в иней).
Ведущий добавляет: стекло тоже сначала жидкое, его выдувают в вазы, лампочки. Металлические изделия: под воздействием высокой температуры плавится металл, потом он затвердевает в отдельных формах.
В: Мои друзья - это то, что умеет превращаться в газообразное состояние.
К воспитателю подходят дети, взявшие образ воды в чайнике, в самоваре.
В: Мои друзья - это то, что умеет взаимодействовать между собой.

Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметных картинки с разными объектами. Например,
ребенок 1: стол и вода
ребенок 2: сахар и стакан с водой
ребенок 3: ручка и стол
ребенок 4: молоко и чашка чая
ребенок 5: краска и вода
ребенок 6: зонт и дождь
ребенок 7: часы и шкаф.

В: Что же взаимодействует между собой?
К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды.
В: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя.
В: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют.
К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола.
Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли.
Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы:
В: Мои друзья - это те, кто живет в лесу и умеют быстро бегать.
Д: Лиса, волк.
В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.
Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь…

Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта.
В: Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии.
Д: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер.
В: Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком.
Д: Огурец, подсолнух, тыква, дыня.

3

Продолжение :тут  :flag:

4

Пожалуй, тут напишу. Ходила сегодня на первое род.собрание, ознакомительное, и - вот сюрприз - методист объявляет "фишку" садика: ТРИЗ... плюс еще развиие творческого воображения... Не ожидала...  :surprise:
Тут же надавали "домашних заданий" на лето в качестве подготовки...  %-)  Посмотрим, как это будет выглядеть...

5

Нюшина мама написал(а):

методист объявляет "фишку" садика: ТРИЗ

Э... что-то новенькое видимо... o.O  Надо будет порасспрашивать, очень интересно, может на вас какой новый эксперимент ставить будут? Нашу-то группу только и ругают... :dontknow:
Это наверное Ирина Николаевна - психолог руку приложила, ну просто чудесный человек. Надеюсь и нас затронет эта система.

Отредактировано Irok (2009-04-28 00:44:15)


Вы здесь » Малышок. Форум псковских родителей. » Развитие и воспитание детей (теория) » Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)