Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Венчание

Сообщений 1 страница 30 из 155

1

Кому можно венчаться?

Далеко не всем. Основные требования - быть членом Церкви, то есть человеком крещеным, и иметь в наличии свидетельство о государственной регистрации брака. В ЗАГСе не зарегистрируют людей уже состоящих в браке, не достигших брачного возраста, насильно принуждаемых к вступлению в брачный союз, не способных к браку (умалишенных, например), состоящих в близкой степени родства. Все эти условия относятся и к церковному венчанию. Но не всех, кого зарегистрировали в ЗАГСе, повенчают в храме.
К примеру, государство может зарегистрировать пятый и десятый брак человека. В Церкви нормой считается только один. На второй брак Церковь смотрит неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. Если и жених, и невеста венчаются во второй раз, чин таинства несколько меняется. Так, венцы второбрачным не одевают. Если один из них венчается впервые, то совершается обычное чинопоследование. Вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому венчанию. Третье венчание - исключение. В четвертый раз не повенчают никого.

Когда можно венчаться?

Это таинство совершают далеко не в любое время. Не венчают в определенные дни недели - по вторникам, четвергам и субботам. Также не совершаются венчания в продолжение четырех многодневных постов, масленицы, святок, пасхальной недели и накануне больших праздников. Это объясняется тем, что в эти дни православным предписывается посещение богослужения, а не брачного пира. Кстати, само слово «брак» происходит от славянского - «брашно», что означает пир или просто еда. Раньше браком называли только свадьбу. Пост - время воздержания, в том числе и супружеского. Таким образом, в году больше дней, когда это прекрасное таинство не совершается. А потому, прежде чем приезжать в храм венчаться, нужно предварительно прийти и обо всем договориться.

Как следует подготовиться к венчанию и каковы основные моменты его чинопоследования?
У православных христиан существует добрая традиция перед таинством венчания исповедаться и причаститься, хорошо прямо в этот день. После Литургии будет совершен чин вашего венчания. Особенно необходима исповедь тем, у кого были добрачные связи, только это позволит начать жизнь в браке с «чистого листа». Итак, в храме вам назначили время венчания, что надо принести с собой? Длинное светлое, обычно льняное полотенце, которое расстелют вам под ноги при совершении таинства. Не забудьте про кольца - символ вечности брачных уз. Перед началом таинства вы отдадите их священнику или его помощникам, кольца будут освящены на престоле храма. Не в каждом храме можно купить красивые венчальные свечи и платочки для них. Поэтому, если вы хотите стоять с изысканными свечами, заранее позаботьтесь об этом, их можно приобрести в крупных храмах и православных магазинах. Впрочем, для таинства подойдут и обычные церковные свечи. Разумеется, великолепие храмового убранства, профессионализм хора, колокольный звон после окончания обряда - все это украшает службу, делает ее праздником, но на «количество» благодати, которую получают брачующиеся, не влияет, а ведь вы пришли именно за этим. Главное, что требуется от вас - внимательная, сосредоточенная молитва.
Сейчас повсеместно чин венчания начинается с обручения. Обручение совершается не в центре храма, а ближе к входу. Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи - символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды - в образ Святой Троицы - переменяет их.
После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком. Выносятся венцы - богато, подобно царским украшенные короны - и возлагаются на головы молодым. Венец - это образ не только венца Царства Небесного, но и символ мученичества. Поэтому мысль о том, что венчают вас лишь «на царство» весьма обманчива. Ведь «медовым» бывает только месяц, а чтобы продлить его на всю оставшуюся совместную жизнь, надо обладать терпением, сравнимым только с терпением мучеников. В некоторых храмах принято надевать венцы, в других свидетели держат их над головами брачующихся. Главный момент венчания - священник трижды благословляет молодоженов, произнося слова: «Господи Боже наш, Славою и Честью венчай я» (что значит - венчай их). Затем выносится чаша с вином - символ общей житейской чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. После этого он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя (небольшого столика с иконой) под пение свадебных песнопений. Круг - символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником - образ служения Церкви.
В завершение обряда супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья имеют возможность поздравить новую христианскую семью.

Можно ли расторгнуть церковный брак?
Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей епархии (области), где совершалось венчание, и только в случае измены одного из супругов или другой серьезной причины. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10,9). Союз, скрепленный венцами - не просто «брак», а вещь, которая сделана на совесть и прослужит долго, если только мы сами будем внимательно хранить полученную в таинстве благодать.

Бабкины сказки...

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, развод или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться» и т.д. и т.п. Все эти вымыслы не должны вас волновать. К случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

Небесные покровители брака
Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив.
Святые мученики супруги Адриан и Наталия.
Святые благоверные князья Муромские супруги Петр и Феврония.

Часто задаваемый вопрос:
Почему не расписанным в ЗАГСе нельзя венчаться?
Регистрация в ЗАГСе нужна только лишь, как подтверждение серьезности намерений брачующихся. В большинстве случаев священник незнаком с теми, кто приходит к нему, чтобы повенчаться, поэтому спрашивает свидетельство о браке. В настоящее время свидетельство о регистрации подтверждает гражданскую правоспособность к браку, о церковной правоспособности к нему батюшка спросит перед началом таинства. Но если священник давно знает эту пару как своих прихожан, то он имеет право повенчать и без штампа в паспорте.

2

Святитель Григорий Богослов

…Одно из лучшего <что можно пожелать на браке>, чтобы Сам Христос присутствовал на браке, - потому что где Христос, там благопристойность; и чтобы вода стала вином, т.е. все претворилось в лучшее, а поэтому не было смешиваемо несоединимое между собою, и не были сводимы вместе епископы и смехотворцы; молитвы и рукоплескания, псалмопения и звуки свирелей, потому что, как все прочее, так и браки христианские должны иметь благопристойность, а благопристойным делает степенность. Вот что приносим в дар бракосочетанию…

Святитель Иоанн Златоуст

Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией.

Священномученик Игнатий Богоносец

А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не "по похоти”. Пусть все будет во славу Божию

3

Мы с мужем венчались!и это была не дань моде, а наш осознанный выбор перед Богом!венчались мы в Троицком Соборе!перед этим на неделе причастились и исповедовались!мы просто этого очень хотели. я считаю что свидетельство о венчании главнее, чем свидетельство о заключении брака!

4

МамаУляна поздравляю!!!!!!!!! 8-)
Эх, как же я хочу что бы настал тот счастливый день когда мы с мужем обвенчаемся!!! Только вот я этого очень хочу, а муж.......не очень.....надеюсь что скоро настанет тот счастливый день!!!

5

Я если честно повенчалась бы,потому что чувствую мой муж это мое ,моя семья это мое счастье,но есть но.., муж мой не крещенный и не верит ни в бога ни во что это.

6

да,у каждого человека свои убеждения и вера.
но ведь можно как-то поговорить, сходить в церквь,почитать литературу, покреститься не поздно в любом возрасте...и может тогда произойдет это чудо-таинство!удачи!

7

Могут ли обвенчаться люди, если один в паре развенчан?

8

benice да, только нет такого понятия "развенчан", говорят разведен по церковным законам, делается это правящим архиереем епархии.
Если и жених, и невеста венчаются во второй раз, чин таинства несколько меняется. Так, венцы второбрачным не одевают. Если один из них венчается впервые, то совершается обычное чинопоследование.

9

МамАНЯ написал(а):

Если один из них венчается впервые, то совершается обычное чинопоследование.

Моя сестра разведена по гражданскому и церковному закону. Ее второй муж не был до этого ни женат, ни обвенчан. Как будет происходить таинство?

10

benice
будет обычное чинопоследование с одеванием венцов.
кратко об этом глянь тут
http://azbyka.ru/dictionary/03/venchanie-all.shtml

11

МамАНЯ, спасибо огромное!  :love:

12

А мы обвенчались еще в добавок! 20 июня, прям перед постом успели все, сначала вечером отстояли службу и исповедались, а утром тоже службу отстояли и причастились. Венчались в церкви св. Жен Мироносиц у отца Павла Адельгейма. Нам он очень понравился с первой беседы, замечательный человек. Перед венчанием нам даже в колокола звонили. Для меня это событие было даже важнее регистрации в ЗАГСе, а особенно слова обещаний хранить верность, оберегать друг друга и т.п., я аж расплакалась...
На душе так потом легко становится...
Но очень рука от держания свечи болела у обоих.
Венчание - конечно важное, незабываемое событие, но к нему надо серьезно относится и обязательно услышать в молитве слова "Что Бог соединил, не разъединит человек", надо подумать, что не просто над кольцами св. отец молитвы читает, что он молится за вас, за счастье, за то, чтобы Бог благословил брак, дом, ложе... Нужно осознавать, что как бы не было тяжело, нужно стараться понимать друг друга, уважать, ценить, беречь друг друга и никогда не забывать о любви, которая соединила вас в одно целое - семью. Это не дань моде, это очень важный и серьезный шаг в жизни, нужно все обдумать, прежде чем его совершить. Мое мнение...

13

Чучик
От всей души поздравляю! Пусть Бог хранить вашу замечательную семью! Любви вам, взаимопонимания, уважения на долгие годы!

14

Чучик написал(а):

А мы обвенчались еще в добавок!

Поздравляю вас!!!
Я тоже хочу, периодически завожу разговоры на эту тему с мужем, но он как-то без энтузиазма, не особо хочет. Может позже созреет...

15

МамАНЯ, Мамуля, спасибо за поздравления и пожелания!!! Все исполним!

16

Чучик ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Храни вашу семью БОГ!!! Я аж расплакалась...так все трогательно написано...
МНе остается только ждать когда мой муж созреет для венчания, пока что он не готов, а так хочется повенчаться...

17

ALSU, спасибо большое за такое теплое пожелание! Я не хотела до слез...

18

Бублик, поздравляю вашу семью с таким замечательным событием!
Берегите друг друга, жалейте и уважайте!

19

У меня такой вопрос: можно ли использовать как венчальную икону Богоматери Семистрельницы?

20

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
Икону Спасителя.
Икону Божией Матери.
Обручальные кольца.
Венчальные свечи (продаются в храме).
Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

ЧТО НАДО ЗНАТЬ СВИДЕТЕЛЯМ
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

КАК ПРОИСХОДИТ ОБРУЧЕНИЕ

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.

Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ВЕНЧАНИЕ
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши». ( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» ("“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство...”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем. В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй...”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СВАДЕБНАЯ ТРАПЕЗА
Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

ЧТО МОЖЕТ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ХРИСТИАНСКОМУ БРАКУ
Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

КОГДА НЕ СОВЕРШАЕТСЯ БРАКОВЕНЧАНИЕ
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

--------------------------------------------------------------------------------
Источник: http://xrampg.obninsk.ru/

21

benice написал(а):

У меня такой вопрос: можно ли использовать как венчальную икону Богоматери Семистрельницы?

Стась, правильно Икона Божией Матери Семистрельная.
А по поводу венчания даже не знаю,  венчающихся чаще всего благословляют именно Казанской иконой Божьей Матери.
"Венчальная пара" состоит из двух икон: Казанская икона Пресвятой Богородицы и Господь Вседержитель.
Не слышала как то что бы другие были  :dontknow:  Но имеет смысл в храме узнать точнее.

зы. я вот статейку выложила, может что пригодится тебе.

22

МамАНЯ, спасибо большое за статью! Прочитала все и прям как будто на своем венчании опять побыла)

23

Вот такие иконы нам подарила мама:
http://s52.radikal.ru/i138/0905/c2/a5fe0e32e577.jpg
Две из них будут венчальными...

24

Замечательный подарок! 8-)

25

МамАНЯ написал(а):

Замечательный подарок!

:yep: Точно...и главное от мамы!

26

Нас обвенчают 14 июня.
Долго думали насчет свидетелей, но т.к. выбор серьёзный, решили, что лучше обойтись совсем без свидетелей, чем звать кого попало... В связи с этим вопрос: кто будет держать над нами венцы? И все-таки могут или не могут присутствовать родители? И еще нам сказали иметь при себе иконы, свечи и 4 платочка. А про рушник ничего не сказали...

27

benice написал(а):

Нас обвенчают 14 июня

:cool:

28

benice написал(а):

Нас обвенчают 14 июня.

Отличная новость! 8-)

benice написал(а):

кто будет держать над нами венцы?

Стась,с точки зрения смысла таинства Венчания и его обрядовой стороны, так называемые свидетели не играют никакой значительной с точки зрения содержания роли в чинопоследовании. Они вовсе не то, что восприемники при таинстве Крещения. Потому можно вполне обойтись и без них. А вот как именно поступит священник, это зависит от богослужебных традиций храма, где вы будете венчаться – он либо возложит вам венцы на головы, либо попросит верующих сотрудников храма стать вашими свидетелями и держать венцы у вас над головами. Уточните опять же у батюшки.

Кстати, так для информации, практика, что венец над женихом держит мужчина, а над невестой девушка, является прямым заимствованием из практики ЗАГСа. До революции венцы всегда держали мужчины, что и понятно, ибо это и физически непросто – достаточно длительное время на вытянутой руке держать не самый легкий венец.  :glasses:

benice написал(а):

И все-таки могут или не могут присутствовать родители?

Конечно могут!

benice написал(а):

А про рушник ничего не сказали...

Имеешь ввиду тот на который молодые становятся у аналоя? Ну опять же все зависит от  богослужебных традиций храма. Уточните, возможно у них в храме просто коврик стелят и не придают особого значения этой красивой,но, по большому счету, тоже просто традиции.

29

benice написал(а):

Нас обвенчают 14 июня.

Отлично  :)

МамАНЯ написал(а):

попросит верующих сотрудников храма стать вашими свидетелями и держать венцы у вас над головами.

У нас было так.

30

МамАНЯ, спасибо большое! Завтра все узнаю в храме тогда.