Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Книжки тоже игрушки (статья)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В наши дни учат читать не только старших дошкольников. Уже никого не удивишь грамотными трехлетками и призыв "читать раньше, чем ходить" тревожит умы многих молодых родителей. Но чтение — это не просто умение обращать значки в слова и предложения. Намного важнее любить книги, понимать и осмысливать печатный текст, создавать образы, расцвеченные воображением, чувствовать музыку, красоту речи. И малышу, даже не знакомому с буквами, вполне по силам стать настоящим читателем.

Театр одного актера
Картинки с подписями, кусочками ткани, пищалками, появляющиеся в коробке с игрушками у 6-8-месячного ребенка — это только тренировка будущего приобщения к литературе. Ближе к году малыш получает в подарок первые книжки. Как привлечь к ним внимание, как сделать бумагу или картон более желанными, чем яркие игрушки и снабженные звуковыми и световыми эффектами развивающие центры?

Прежде всего, книжка должны быть качественной — простой, эмоциональный и умный текст, хорошие, достоверные иллюстрации. Не менее важны и артистические способности родителей. Читать нужно на разные голоса. Не бойтесь выраженной, даже утрированной, интонации и мимики. Получается, что волшебные превращения (привычные для воображения взрослого читателя) происходят прямо на глазах у ребенка. И он немного настороженно, но с интересом и любопытством оглядывает маму, слегка сомневаясь, мама ли это разговаривает таким медвежьим голосом.

Упоминания действий, где это возможно, сопровождайте жестами (например, "облизнулся", "топнул ногой", "постучал", "обернулся"), в будущем ребенок с удовольствием будет повторять эти движения за взрослым.

Для первых простых сказок можно вырезать из бумаги или сшить главного героя. Пусть картонный колобок покатится по страницам книжки, оживляя печатные слова. "Репкой" может стать и сам ребенок, который с удовольствием будет протягивать ручку на каждое "тянут-потянут".

Приобщение к чтению обеспечат и игры по книжкам. Ставим на стол коробку, выбираем несколько небольших зверюшек и играем в теремок. Дословное следование каноническому тексту не обязательно, в теремке вполне могут поселиться и обезьянка, и тигр, и даже грузовичок. Главное, что малыш поймет основную идею и, возможно, при следующем чтении будет не просто слушать мелодику речи, но и представит, как все происходило.

Меньше картинок, больше слов
В какой-то момент вы поймете, что нужно пополнять библиотеку более содержательными изданиями. Но и от любимых книжек-малюток пока не избавляйтесь. Хорошо, когда после чтения сложного текста ребенок может отдохнуть, послушав что-то простое и знакомое. Первые книжки пригодятся и при обучении чтению.

В книгах для детей двух-трех лет уже не каждое предложение сопровождается иллюстрацией, и, значит, ребенку приходится что-то додумывать и представлять самостоятельно. Для многих детей это достаточно сложно. Но если сам ребенок не протестует против чтения новой книги, внимателен и заинтересован, не стоит от нее отказываться. Однако вы можете помочь малышу в освоении книг с большим количеством текста.

Читая, время от времени делайте отступления и разъясняйте непонятные слова. Только не слишком часто отвлекайтесь, так как ребенку будет трудно уследить за сюжетом. Если в книге идет речь о незнакомых вещах или явлениях, картинка поможет лучше объяснений. Поэтому полезно запасаться различными дидактическими материалами на карточках или плакатах. Например, при чтении рассказов натуралистов незаменима карта с животным и растительным миром Земли. На ней можно не только найти упоминаемых в книге представителей флоры и фауны, но и увидеть места их обитания. Не забывайте и еще об одном неиссякаемом источнике информации — Интернете.

Однако пояснение незнакомых слов не всегда уместно. Есть книги с необыкновенным звучанием (сказки Пушкина, рассказы Ушинского), в которых непривычный стиль и непонятные термины не мешают ребенку почувствовать красоту русской речи.

Если малыш любит мультфильмы, они также помогут перейти к чтению трудных книг. Лучший пример — русские мультфильмы про Винни-Пуха. После нескольких просмотров и трехлетка с удовольствием будет слушать первые главы этой замечательной книги. Но в мультфильмах, даже более, чем в книгах, важно хорошее качество (не только анимации, но и текста).

В некоторых случаях проще при чтении заменять непонятные слова знакомыми ребенку синонимами. При первых прочтениях можно немного сокращать и упрощать текст.

Нередко малышу трудно понять и представить то, чего он сам никогда не делал и не видел. А бывает, что описанные действия знакомы ребенку, но он не знает, как они называются. Поэтому сначала предложите малышу новую игру или занятие, а потом сразу читайте о нем. Если это невозможно, попробуйте ненадолго прервать чтение и напомнить похожую ситуацию из жизни крохи. Точное совпадение опыта ребенка с сюжетом рассказа не обязательно, скорее всего, даже несколько похожих деталей не оставят малыша равнодушным: "И я был на море! Помнишь, я тоже боялся врача? Смотри, велосипед совсем как у меня!" Сочувствие и сопереживание героям - один из важных навыков читателя.

Культура чтения
Невозможно воспитать настоящего читателя, не привив ему любви и бережного отношения к книгам. Ребенок с рождения должен видеть родителей за чтением. Не стоит на глазах у малыша выкидывать книги, использовать толстые энциклопедии как пресс для засолки капусты и вырезать из старых книжек картинки.

Конечно, и книги необходимо выбирать достойные. О составлении детской библиотеки написано множество статей. И в Интернете можно найти немало списков рекомендуемых книг, фамилий лучших детских писателей и художников. Но главный критерий выбора — удовольствие, которое вы сами получаете от детской книжки. Если неприятно читать примитивный текст, бедная рифма возмущает поэтическую натуру, сказочный сюжет кажется откровенной глупостью, а иллюстрации поражают безвкусицей — такая книга не подойдет и ребенку.

Чтобы малыш чувствовал себя активным читателем:

оставляйте за ним право выбора книг для чтения;
детскую библиотечку храните в доступном для ребенка месте (но обязательно в отдельном от игрушек шкафчике или ящике);
воздержитесь от приобретения огромных (и тяжелых) красочных изданий, которых немало на книжных лотках. Выбирайте такие книги, которые ребенок сможет носить и перелистывать без помощи взрослых;
установите ритуал чтения (например, перед сном) и нарушайте его только в особых случаях. При этом и в другое время постарайтесь не игнорировать ребенка, пришедшего к вам с книгой;
как бы это ни было тяжело, ходите с малышом в книжный магазин. И позвольте ему самому сделать покупку (пусть даже и неудачную).
Замечательное место, где стоит побывать маленькому читателю — библиотека. Нескончаемые стеллажи с книгами, возможность выбрать любую из них восхитят ребенка. И вам самим будет приятно прочитать что-то новое или опять встретиться с книгами вашего детства. Кроме того, в библиотеке можно выбрать удачные издания и после без опаски купить их в магазине или заказать через Интернет.

Не стоит позволять сознательное разрисовывание книг и отрывание страниц. Если же такое произошло — замените обычный ритуал чтения ремонтными работами. Случайно порванные книги (а такое часто происходит, так как ребенку трудно переворачивать тонкие странички) лучше чинить сразу, как только заметите дефект. Подклеивать книги необходимо в присутствии ребенка, не отказываясь от помощи, придумывая ему посильные задания — отрезать скотч, подержать страницу. Старайтесь реставрировать даже самые безнадежные экземпляры (в эпоху Интернета потерянные страницы восстановить несложно). Очень важно дать понять малышу, что ценность старой, потертой книги не теряется.

Вместе с ребенком можно сделать книжки для игрушек. Интересно смастерить и настоящую книгу — вместе сочинить текст, подготовить иллюстрации (нарисовать, сделать фотографии, отобрать подходящие детские рисунки).

Игры с книжками

Кроме чтения и рассматривания картинок, большинство детских книг оказывается интересным материалом и для игр. Польза таких игр не только в дополнительном стимуле общения малыша с книгой, в возможности сделать перерыв в чтении для родителей неутомимых библиофилов, в разносторонних развивающих упражнениях. С их помощью легко проконтролировать степень понимания ребенком текста, увидеть его варианты интерпретации. Например, читает мама сказку братьев Гримм "Горшочек каши" и не понимает, что ребенок представляет свой горшок.

Для игр подойдет любая книжка с четкими, красочными сюжетными картинками.

Дайте определение какому-нибудь предмету на картинке и предложите ребенку отыскать отгадку. Например: "Я вижу что-то сладкое, вкусное, красное" (кустик земляники).
Попросите указать всех птичек на картинке или отыскать спрятавшуюся в траве улитку. Ребенку постарше предложите задание с обобщением — найти весь транспорт, всю одежду. Можно не просто искать, но и подсчитывать — сколько на рисунке деревьев, сколько цветов. И сравнивать, чего больше.
Если ребенок еще не выучил цвета, полезно показывать и называть все красные (зеленые, желтые) предметы. А потом и сравнивать оттенки (темнее-светлее). Следующим этапом вы сможете просить малыша отыскивать на картинке предметы определенного цвета. Самое сложное задание — перечислить, какими другими цветами художник мог бы раскрасить зеленое яблоко, желтого цыпленка или синее небо.
В некоторых книгах интересно сравнивать картинки на соседних страницах, находя, что изменилось, а что осталось прежним. Ребенку будет легче отвечать, если он хорошо знает это произведение. Взрослый может помочь, задавая наводящие вопросы.
С развитием речи нужно учиться пересказу по картинкам. Не менее полезны ответы на вопросы по тексту. Они доступны и ребенку, который еще не начал говорить.
Читая книгу, намеренно допускайте разные ошибки, пусть малыш вас поправляет. Однако если ребенок встречает каждую путаницу не смехом, а раздражением, от игры лучше отказаться.
Некоторым малышам нравятся задания на тренировку памяти. Закройте ладонью картинку и расспросите ребенка, кто на ней нарисован, во что одет, что держит в руках.
Ребенок, изучающий буквы, с радостью ищет их в тексте книг. Попросите найти, например, все буквы "о" на данной странице и (с вашей помощью) пересчитать их.
Можно играть не с одной книгой, а со всей детской библиотекой. По краткому сюжету или воспроизведенной на память цитате ребенок должен найти соответствующую книжку (просто удивительно, как легко дети справляются с этим заданием, ориентируясь в библиотеке из полусотни книг). Другое поручение — принести все книги о машинах (медведях, птицах).
Читать или слушать
Независимо от возраста, в котором вы начнете учить ребенка буквам, не стоит связывать это занятие с привычным ритуалом чтения. Обещания, что вскоре малыш будет сам читать книжки, могут вызвать недоверие или даже протест против обучения. Преимущества грамотности для крохи не очевидны, а вот ваше нежелание проводить время за книгами наверняка огорчит его.

Еще опаснее для неокрепшей любви к литературе ситуация, когда родители оставляют ребенка, только освоившего технику чтения, один на один с книгой. Практика, несомненно, нужна, но не ценой превращения увлекательной игры воображения в неприятную обязанность и даже повинность. Поэтому пусть малыш тренирует навык чтения на чем-то другом — оставляйте ему записки с интересными посланиями, изучайте вывески и этикетки, найдите друга по переписке. И продолжайте читать вслух до тех пор, пока ребенок сам не потянется к книге.

2

Как правильно выбрать книжку-игрушку
Книжки-картинки, книжки-вырезалки, гармошки, вертушки, панорамы. Книжки могут выглядеть как объемные фигурки животных, как игрушки-погремушки и даже как подушки. Есть книги-великаны, открыв которые, видишь целый город или дремучий лес, а есть книжки-малышки, которые можно складывать и раскладывать в разных вариантах. Есть книги с загадками, которые малыш разгадывает, вращая боковое колесико, или тянет за «язычок» и картинки оживают. Еще есть книжки-шуршалки, пищалки и глазастики, книги с наклейками, липучками, кнопками и шнурками. Как среди этого разнообразия выбрать то, что действительно нужно?

Универсальный вариант
– книга, где соединяются разные приемы. На каждой странице – свой сюжет и своя «изюминка». Например, тема страницы – дождик, и если тучку или зонтик потрогать, они громко зашуршат, что приводит малышей в неописуемый восторг. Дальше – фигурки, которые можно привести в движение, подергав за ручку. Можно погрызть цветок, можно вместе с героем следующего сюжета посмотреть в пруд-зеркальце. В обложку вмонтирована погремушка. Такой вариант подходит для ребенка от 6 месяцев и до 2 лет. Сделана книга на основе ткани, практически не рвется и не ломается.

Книжки специального назначения

Показывают время

Когда вы решите, что ребенку пора объяснить, что такое время и режим дня, понадобится не будильник, а соответствующая книжка. Вариантов много, но всегда это забавная или поучительная история про мишку или зайца с яркими картинками, а также пластмассовые часики, у которых можно крутить стрелки до тех пор, пока не поймешь, зачем они нужны. Длительность обучения зависит от терпения и педагогического таланта мамы.

Купаются в ванне
Книжки-раскладушки из полиэтилена предназначены для игры в ванне. Они снабжены красочными иллюстрациями, изготовлены из экологически чистых материалов и безопасны – нетоксичны, не боятся воды и не портятся. Есть «тихие» – для рассматривания, есть «для веселья» – книжки с брызгалкой, книжки-пищалки, надувные книжки и книжки-перчатки в виде крокодила, например, которую можно надеть на руку и показать, как крокодил плавает, а потом почитать про него историю, разложив книжку.

Вертятся и крутятся
В таких книжках в картонные страницы «вмонтировано» чудо-колесико. Двигая его и правильно совмещая картинки, малыш сможет своими руками создавать целостный сюжет на каждой странице. Книжки- вертушки – хороший вариант для любознательных непосед, которым нужны перемены.

Поют, разговаривают, пищат
Некоторые книжки-раскладушки, как и музыкальные открытки, могут играть мелодии и издавать забавные звуки. Он и продемонстрируют, например, как блеет овечка или как поет петушок. Есть книжки-загадки типа «узнай по голосу», а есть музыкальная азбука – с песенками о каждой букве. Примитивные варианты – давишь на фигурку цыпленка, а он пищит. Такие игрушки превращают процесс познания окружающего мира в веселое занятие, главное – на этом не останавливаться, и наблюдать и слушать живую природу.

Составляем игровую библиотеку

Самая первая книжка
может быть вручена ребенку через месяц после его рождения. Это двусторонняя книжка-раскладушка, или гармошка, которую вы повесите на бортик кроватки так, чтобы ребенок ее видел. Книжки для самых маленьких выполняются только из высококачественного текстиля – самого безопасного материала. Когда человечек сможет ползать и вставать на ножки, он найдет в книжке-игрушке множество сюрпризов – например, поймет, что за домиком, если его приподнять, сидит мышка, которая нюхает цветы.

После 7 месяцев
маленького читателя можно познакомить с книжкой-вырубкой, чья обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте, и книжкой-панорамой, снабженной движущимися фигурками, оживляющими содержание. Хорошо иметь в домашней библиотеке книжки-элерманы – их листы сделаны из картона. Ребенок, даже самый активный и непредсказуемый, не сможет разорвать страницу или измять книгу.

Ребенку до 1-1,5 лет
нужны яркие, красочные книжки-игрушки с изображением того, что окружает малыша и легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Оптимально, чтобы на каждой странице было одно однозначное изображение и одно слово. Так малыш сможет учить свои первые слова.

Для малыша 1,5-2 лет
книжки-игрушки должны быть более содержательными. К этому возрасту хорошо иметь разные виды и жанры детской литературы – не только стихи и сказки, но и рассказы, считалки, потешки, загадки, песенки. Такие книги будут обогащать язык ребенка, расширяет его кругозор. В этом возрасте можно попробовать начать изучать алфавит.

• Книжки с движущимися элементами помогают малышу осваивать понятия «пара», «меньше-больше» (курица-цыпленок, собака-щенок и т.д.), развивают логическое мышление, сообразительность и наблюдательность.

• Книжки с наклейками развивают сообразительность и фантазию, а сам процесс приклеивания-отклеивания – мелкую моторику рук.

• Книжки с окошками приучают к любознательности, а открывать маленькие окошки полезно для маленьких пальчиков.

Развиваем интерес к чтению
Педагоги сегодня озабочены тем, что у детей резко падает интерес к чтению. Виноваты в этом не только компьютеры и видео, но и книжки-игрушки, которые в угоду игре отбивают охоту к чтению. Книга – это, конечно, не игрушка. И предлагая малышу вариант «2 в 1», стоит делать ударение на игровой части. У малыша обязательно должны быть книжки-игрушки, но нельзя, чтобы были только они.

Психологи отмечают, что в последнее время чтение не приносит детям радости и подчас воспринимается ими как тяжелая работа. Мамы и папы, которые всерьез занимаются развитием своего ребенка, стараются найти для него самые лучшие книги, но часто наталкиваются на упорное сопротивление: подросший ребенок не хочет, читать то, что называется «хорошей литературой». Каждая мама должна решить сама, нужны ли ее малышу книжки- игрушки, или достаточно просто игрушек и просто книг.

Подумайте: что в новшествах такого, чего нет в развивающих и обучающих игрушках, которые тоже выпускаются в огромных количествах? И надо ли сбивать малыша с толку, который рискует так и не понять разницу между книжкой и игрушкой?

Хорош вариант «золотой середины»: до 2-3 лет предлагаем малышам качественные, со вкусом оформленные книжки-игрушки (не забывая при этом читать малышам классику!), а потом используем книги по прямому назначению, тщательно подбирая детскую библиотеку.

Важно
Увидев в магазине новую красочную книгу с забавными картинками, не поленитесь сначала прочесть текст. Оцените качество стихов, смысл рассказов. Постарайтесь представить, как книга будет воспринята ребенком. Не напугает ли? Не будет ли скучной или слишком сложной? Все нормально – покупайте. Ваша цель – меняя книжки в зависимости от ситуации, приучить малыша к тому, что книга всегда рядом и с ней всегда интересно.

Для мальчишек и девчонок
С 2-3 лет книжки-игрушки будут разные для мальчиков и для девочек.
• Маленьким девочкам понравятся, например, книжки из серии «про принцессу» – идет за покупками, выбирает наряды, убирается в доме и так далее. Девочка фантазирует, «примеряет» кукле платья, приглашает на чай кукольных друзей.

• Будущих мужчин порадуют книжки-машинки, книжки-самолеты и другими «мальчиковыми» вариантами. Например, «автобус», к бокам которого прикреплены книжки-гармошки с забавными историями, загадками и скороговорками. Малыш сможет узнать, наконец, зачем машине нужны свечи, и что такое мотор.

Совет!
Любую книжку-игрушку, когда ее изучит малыш, полезно на время спрятать подальше. Когда через месяц вы дадите ее ребенку снова, он будет играть с возродившимся интересом, а может, найдет в ней много нового и интересного, чего раньше не замечал.

Чтобы книжка-гармошка не превратилась быстро в набор открыток, обратите внимание на состояние книжки-образца при покупке в магазине. Если места сгибов истрепались и уже надорваны – книжка не долговечна

По материалам статьи И.Алексеевой из журнала «Мой маленький» №12 за 2008 год

Отредактировано Caterinka (2009-01-28 15:19:54)