Малышок. Форум псковских родителей.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Учебные программы

Сообщений 1 страница 30 из 138

1

Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой..», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о  конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.
Так что давайте будем ВМЕСТЕ разбираться и пытаться понять .

Во-первых, существует ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА и ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА.
Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

http://i076.radikal.ru/1009/de/ccf8d61c3ebf.gif

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним . Конечно же, над составлением УМК (Учебно-Методического Комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

* Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
* Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
* Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
* Содержание (по сути – тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия  и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос . Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Система образования Занкова

В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов - русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:
http://www.zankov.ru/
http://schools.keldysh.ru/UVK1690/zankov.htm

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке "тише едешь - дальше будешь" .
Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году  Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой  и системой развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:
сформировать у  выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

Сформированность этих способностей  обнаруживается, если:
         - учащиеся могут выделить систему  задач одного класса, имеющих  единый  принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
         - учащиеся могут мысленно  построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
развить творческий  потенциал, воображение учащегося.

Принципы: Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
Предметом усвоения являются  общие способы  действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа  устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли.

Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и старшей школе.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:
-

Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсона)

Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

Задачи:
сформировать готовность к производительному труду
сформировать готовность к дальнейшему обучению и – более широко – вообще к непрерывному образованию.
вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

Принципы:
Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Принцип развития. Основная задача школы – это развитие школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса: Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.

Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования – помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

Содержание: программы и учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, а так же для детского сада.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться .

Более подробную информацию можно прочитать здесь:
http://www.school2100.ru/

«Школа России» (Плешаков)

Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

Цель: Воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи: Главное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное. Отсюда и задачи:
развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
формирование естественной мотивации учения

Принципы: Фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.
Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Содержание: Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение» д. Комплект охватывает все образовательные области.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

Более подробная информация:
-

«Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой

Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса  ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:
http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200300905

«Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

Задачи:
формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы "зачем я учусь", "что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу", "каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю", "каковы мои успехи и что у меня не получается").
организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Принципы: основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник - не просто "зритель", "слушатель", а "исследователь".

Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:
-

***
Выбор за нами. Надеюсь, нам с Вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» - ПРОГРАММА. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы… Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей

2

Irbis написал(а):

«Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой

учась уже второй год по данной программе, а также наш сад основывался на программе гармония для дошколят, скажу определенно, программа построена на логическом мышлении, и если оно отсутствует, чаще у мальчишек, трудновато приходится...

3

Irbis написал(а):

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Мы только начали учиться по этой программе, пока ничего не могу сказать, буду держать в курсе событий)))
Да, действительно, нетрадиционная )))
Математика начинается с изучения размеров, объемов и т.д., а не с цифр.
Букварь не с букв, а с понятий, что такое предмет (впоросы кто?что?), действие (что делает?) ну и т.д., просто это не преподносится как факт, а через игру и картинки в букваре дети сами приходят к выводу, что да, на одной картинке девочка и на другой та же самая девочка, чем отличаются картинки? На одной - читает, на другой играет, значит отличается чем? - действием. Ну и т.д.
Выводы пока сделать не могу, месяца не прошло, как говорится...

4

Спасибо, Оль!
а то всё "руки не доходили" поискать различия, плюсы и минусы!

Irbis написал(а):

Система образования Эльконина-Давыдова

старшие начинали с неё - математика нам нравилась,
а вот "письмо с дырками" до сих пор вспоминаю как страшный сон...  :dontknow:

5

Irina написал(а):

а вот "письмо с дырками" до сих пор вспоминаю как страшный сон...

это как?

6

Мы пошли учиться по программе "Школа 2100".Нас предупреждали,что программа сложная,но мы пошли несмотря на все предупреждения.Посмотрим,как будем справляться,пока успеваем (отучились совсем немного).Математика началась с признаков предметов,порядка действий.Уже успели написать проверочную работу,с которой почти все детки справились.По письму  "обводилки", палочки-крючки,правда с каждым днем количество строк все больше и больше,и уже заканчиваем первую пропись.Чтение-схема предложения,знаки препинания в конце предложения,деление слов на слоги,определение ударных слогов.Вот пока и все,что могу рассказать.

7

учимся по "Школе 2100" третий год. Сынуля со всем справляется. Первый класс и половину второго сидели вместе, потом заниматься стал сам.
По мне - так есть отдельные задания, которые надо двадцать раз прочитать, прежде чем поймешь, что хотят. До ребенка доходит быстрее, чем до меня :dontknow: .

8

Irbis, хорошее дело.Вот так для сравнения просто замечательно.А со мной тут спорили,что прграмма 2100 это не традиционка.А оно вон как.

9

Руся написал(а):

прграмма 2100 это не традиционка.

Так я тоже так думала. Нам и говорили, что это нестандартная программа на собрании родителей будущих первоклассников.

10

Мы тоже уже третий год учимся по программе Школа 2100. Первые два года сидели вместе с сыном разбирались. Сейчас вроле втянулись! Полегче! Для нас (родителей) эта программа не традиционная, нас ведь учили совсем подругому, вот есть правило, выучи и следуй ему всегда. А тут все таки более широкое пространство для мышления ребенка...,что иногда путает детей и сбивает с толку))).  Там они сами должны до многого доходить в процессе обучения...Ну вообщем не всегда легко.. Особенно не нравится программа по литературному чтению. По русскому тоже какая-то незаконченность в написании учебника чувствуется, ну это на мой взгляд.

11

Ольга Банникова написал(а):

Про программу Эльконина не буду много писать-это для других тем.Первое,что шокирует-писание с "окнами".

а что это такое?

12

Irbis написал(а):

а что это такое?

В русском языке по программе Эльконина-Давыдова дети со второго класса начинают писать достаточно сложные тексты.А так как они ещё не знают всех правил правописания,то вместо некоторых букв оставляют пропуски.Постепенно, проходя правило за правилом,эти окна исчезают.Когда я лично с этим столкнулась это вызывало сложные чувства,от недоумения до раздражения.И именно эти дырки раздражают многих родителей в данной программе.Но потом стало даже интересно.И уже сейчас,учась в 3м классе эти окна исчезли окончательно.
Я не могу сказать хорошо это или плохо.Но своебразно и заствляет думать немного иначе.Просто мы родители такую программу не изучали и многие не могут её принять,предпочитая традиционку.Ни в коем случае никого не агитирую.Нам самим эта программ даётся очень тяжело.Именно русский.С другими предметами вроде проблем нет.Но не зря же раньше на гимназическое отделение ППК,которое работает по этой программе был отбор.Дети,действительно, должны уметь логически мыслить и додумывать.Сейчас,когда отбора нет,многие идут просто на слово-гимназия.Потом,столкнувшись с трудностями или не взвесив возможности своего ребёнка,уходят.Те же кто идёт на эту прграмму целенаправленно,чаще всего с прблемами справляются.

13

Руся написал(а):

по программе Эльконина-Давыдова д

программа хорошая, но для очень сильных деток, для одаренных.

14

Александра написал(а):

для одаренных.

это громко сказано

15

Руся написал(а):

это громко сказано

громко не громко, но нас этому учили на нач.факе, мы изучали все эти программы досканально.

16

Александра, да для обыкновенных детей, а то где же их столько найти то ,одарённых

17

А кто-нибудь учится по программе "Гармония".А то нам сегодня в 25-й школе представил 2-х учителей начальных классов,и оба по этой программе.Вот думаю,может в 4 лицей тогда пойти?Там может побольше выбор программ...

18

К традиционной программе обучения относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

19

Александра написал(а):

нас этому учили на нач.факе, мы изучали все эти программы досканально.

а вот есть такое, чтоб кто-нить из специалистов посмотрел перед школой ребенка, протестировал там или как и дал рекомендацию, какая программа ему лучше подойдет?

20

Irbis написал(а):

а вот есть такое, чтоб кто-нить из специалистов посмотрел перед школой ребенка, протестировал там или как и дал рекомендацию, какая программа ему лучше подойдет?

Очень хорошо попасть к психологу и логопеду в той школе,в которую хотите пойти.Раньше они были главными действующими лицами комисси,осуществляющей отбор детей.Сейчас отбор проводит только 15 шк.Остальные должны брать всех желающих.

Отредактировано Руся (2011-01-28 19:29:52)

21

Irbis написал(а):

а вот есть такое, чтоб кто-нить из специалистов посмотрел перед школой ребенка, протестировал там или как и дал рекомендацию, какая программа ему лучше подойдет?

да, по правилам такое должно быть в каждой школе, но лучше к учителю подойти лично

22

Мне на этой недели на работе, видя мои терзания по поводу школы, дали сотовый телефон психолога 26 шк и домашний тел учителя нач.школы 8. Сказали, можно договориться чтобы посмотрели ребенка и определили степень готовности, программу посоветовали. Через пару недель этим займусь

23

А по Занкову сейчас кто-нибудь учит? Я обучалась по этой программе как эксперимент - мне понравилось. Программа была 1-3, сейчас таких уже нет?

24

_lisenok_ написал(а):

Программа была 1-3, сейчас таких уже нет?

очень давно нет

25

Yliachka написал(а):

Сказали, можно договориться чтобы посмотрели ребенка и определили степень готовности, программу посоветовали

ну это обычная практика, так и надо делать =)

26

мне вот интересно...у нас в садике Петерсона дают, а вот ближайшая школа к нам - 12-ая, учит по Гармонии и по Школе России. Кто-нибудь заморачивается по поводу последовательности? Я вот склоняюсь к тому, чтобы подыскивать школу по уже знакомой программе...

27

_lisenok_ написал(а):

А по Занкову сейчас кто-нибудь учит?

Учит пара школ, точно знаю, что такая программа есть на Запсковье, в школе напротив Усадьбы (номер забыла)

28

Юлек написал(а):

есть на Запсковье, в школе напротив Усадьбы (номер забыла)

это 20-ая. Да, там точно учили по Занкову, я оттуда. Но вот сейчас как - не смогла найти инфу в сети..

29

_lisenok_ написал(а):

садике Петерсона дают, а вот ближайшая школа к нам - 12-ая, учит по Гармонии и по Школе России

Не все дошкольные программы имеют "школьное" продолжение...
Про преемственность могут знать в Управлении образования (хотя и там - дошкольный отдел и школьный отдел)

30

_lisenok_ написал(а):

мне вот интересно...у нас в садике Петерсона дают, а вот ближайшая школа к нам - 12-ая, учит по Гармонии и по Школе России. Кто-нибудь заморачивается по поводу последовательности? Я вот склоняюсь к тому, чтобы подыскивать школу по уже знакомой программе...

а я б не парилась. искать надо хорошую учительницу, по какой методе она преподает, мне кажется, не важно