Господь дал нам с мужем веру ради наших детей. Я была человеком не просто неверующим, я была атеисткой. Мы с мужем заканчивали диссертации, у нас уже было двое детей. И тут оказалось, что должен родиться третий ребенок. Это ломало все планы семьи молодых ученых (в результате диссертации мы так и не защитили – ни муж, ни я). Но слово «аборт» я даже не могла вслух произнести – до того оно мне было противно… И за время этой беременности в наших душах происходит переворот – Господь открывает нам Свой мир! К моменту, когда должен был родиться наш третий ребенок, мы крестились – я, мой супруг и двое наших детей – в один день. И для меня совершенно очевидно, что ради этого третьего ребенка, ради старших детей эта милость Божия была нам оказана.
Если бы не Господь и не Церковь – мы бы не смогли вырастить своих детей такими, какими они выросли – любящими друг друга и нас.
Я не могу сказать, что мы все время радовались. Были невозможно тяжелые моменты. Самое сложное время было, когда детей было трое или четверо, и все маленькие. Тогда живешь и думаешь: еще один день прожит – слава Богу, а завтра опять… Когда пятый ребенок родился, он заболел гриппом на третьей неделе и чуть не умер, тогда было очень тяжело. А когда дети стали подрастать, то стали уже настоящими помощниками. Когда моей старшей дочке было тринадцать лет, она сказала: «Мама, я знаю, зачем тебе нужно так много детей, – чтобы они все за тебя делали». Хорошо, когда маме удается так организовать жизнь семьи, чтобы ей дети помогали. Хотя тут важно не переусердствовать – ведь дети учатся, а у нас в семье учеба всегда была на первом месте, поэтому мы дозировали их помощь. Но когда дети видели, что я физически не могу чего-то сделать, а они могут, то с удовольствием помогали.
Я вообще человек очень вредный, вспыльчивый, характер у меня ужасный, своим старшим двум дочерям я говорила: «Вы себе не представляете, какими бы вы были несчастными, если бы, кроме вас, в семье больше никого не было». Энергии у меня достаточно, я бы их замучила своими воспитательными экспериментами.
У меня замечательный муж, он очень много мне помогал, и дети видели, как папа участвует в семейной жизни, я думаю, это оказало на них колоссальное воздействие. Я по себе знаю: не так важна помощь физическая – посуду там помыть, – как важно, что муж тебя жалеет и тебе сочувствует. Мне кажется, что причиной уныния многих женщин часто бывает то, что муж ей не сочувствует, не понимает, как ей тяжело.